Программа «Юный эколог»

Актуальность программы «Юный эколог» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. 

Данная Программа своевременна, необходима и соответствует потребностям времени, так как содержит достаточное количество тем для формирования и поддержания естественной познавательной мотивации детей 5-7 летнего возраста к изучению экологии.

Занимаясь в объединении, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных объединением, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

В основу содержания данной программы легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, окружающих их, и с которыми они знакомятся в детстве.

Отличительной особенностью данной программы программ, является взаимосвязь научно- исследовательской и художественной направленности. Так как программа предполагает экскурсии в природу, во время прогулки ребята невольно обращают внимание на разнообразие растений и животных, а также природный материал, который они собирают. В связи с этим в программу включены занятия по работе с природным материалом, которые направлены на развитие творческого потенциала ребенка,  сближение детей с родной природой,  воспитание бережного, заботливого отношения к ней и формирование трудовых навыков при работе с природным материалом. Создание педагогом условий для активной самореализации, креативности учащихся. Интеграция занятий. Работа с родителями, сотрудничество с социумом.

Познание природы учащимися происходит  через изучение основ общей экологии и практических исследований состояния окружающей среды своей местности. В ходе исследования учащиеся учатся анализировать природный объект, размышлять над сложившейся ситуацией и активно включаться в природоохранную деятельность, обобщать данные и формулировать их результаты. 

Программа «Юный эколог»   знакомит детей с  элементами  таких  наук  как   астрономия, биология, зоология, география, что расширяет кругозор детей и отражает практическое применение  знаний в других областях.

Педагоги

Прощенко Анна Леонидовна, педагог дополнительного образования

Содержание программы

1.Неживая природа осенью - 6 часов

2. Растительный мир осенью 3 часа

3.Животный мир осенью - 6 часов

4. Человек и природа - 5 часов

5. Лесная экосистема - 3 часа

6. Неживая природа зимой -7 часов

7. Растения зимой - 3 часа

8. Животный мир зимой - 7 часов

9. Неживая природа весной - 4 часа

10. Растения весной - 4 часа

11. Животный мир весной - 5 часов

12. Природа и человек - 13 часов

13.Экология - как наука - 5 часов

Цели программы

        Цель программы:

        Создание условий для формирования экологического мышления и культуры на основе представлений о взаимосвязи элементов в  системе «человек – природа».

        Задачи: 

        1. В сфере обучения:

-содействовать образованности личности ребёнка в области экологии;

-формировать основы экологической культуры, систему базовых знаний в области теории и практики изучения и сохранения окружающей среды;

-обучить методам учебной исследовательской и природоохранной деятельности;

-обучить правилам поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики;

      2. В сфере  развития:

-развивать умение учиться, воспринимать и передавать информацию, анализировать её, излагать собственную точку зрения;

-развивать мотивацию для дальнейшего творческого роста обучающегося

-развивать умения сопоставлять факты, делать выводы и видеть причинно-следственные связи.

       3. В сфере воспитания:

-воспитывать любовь к окружающему миру и малой Родине, умение видеть в привычной среде необычное и удивительное;

-способствовать укреплению культуры общения, товарищества, взаимопомощи в детском объединении;

-воспитывать качества личности, способствующие социальной самоорганизации: нравственность, активность, самостоятельность, инициативность, коммуникабельность.

 

Результат программы

 Дети будут знать:

- Об экологических системах (лес, луг, водоём, город).

- О трёх стадиях развития живых организмов.

- О природно-климатических зонах Земли и Сибири.

- Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).

- О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.

Дети будут иметь представления:

- О соотношении воздуха, воды и суши на Земле.

- Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах.

Дети будут уметь:

- С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах.

- Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы.

- Объяснять экологические зависимости.

- Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

Материально-техническая база

Наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы и т.п.):

-гербарии растений;

-диски с записями музыки, голосов птиц, шума явлений природы;

-определители животных, деревьев, следов животных;

-учебные плакаты;

Информационное обеспечение.

Одним из средств наглядности при изучении программного материала служит оборудование для мультимедийных демонстраций:

- компьютер;

- медиа проектор;

- DVD-проектор.

Доступность сети Интернет позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем по Программе.