Программа «Агроэкология»

Одной из главных экологических проблем современности является продовольственная проблема, т.к. с одной стороны, каждому человеку и человечеству в целом становится всё труднее удовлетворять жизненные потребности, а с другой стороны происходит интенсификация сельскохозяйственного производства. Она основана на глубоком проникновении человека в естественные процессы жизни планеты и сопровождается истощением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, снижением почвенного плодородия, развитием эрозийных процессов. Прирост продукции сельского хозяйства достигается тяжелой экологической ценой.

 

Актуальность программы объясняется тем, что экологическое образование предполагает не только формирование глубоких знаний об экологических взаимодействиях разного уровня, но в умении практического характера. Подобные умения позволяют каждому обучающемуся внести свой вклад в сбережение природы своей местности.

 

Главная особенность программы обусловлена наличием у Дома детского творчества им. В.Дубинина Экологического центра для организации образовательного процесса. Сад Экологического центра – это учебная лаборатория под открытым небом площадью 0,8 га. Наличие такой материальной базы даёт возможность в процессе обучения организовать практическую деятельность для применения полученных знаний.

 

На занятиях большое внимание уделяется проведению наблюдений в природе, выращиванию растений, уходу и наблюдению за ними, учебно-опытнической работе. Так же предусматривается активное и посильное участие ребят в охране зеленых насаждений, посадке и уходу за сеянцами, саженцами в саду и проведению исследовательских работ.

 

Новизна программы заключается в том, что занятия проходят в виде практических занятий, лабораторных исследований и опытов, на которых учащиеся смогут овладеть методами защиты растений от вредителей и болезней, способами диагностики и лечения заболеваний.

Педагоги

Адресова Татьяна Александровна - педагог дополнительного образования. Работает в Доме детского творчества им. В. Дубинина с 2020 года. 

 

Образование:

  • Новосибирский государственный аграрный университет, зооинженер;
  • Болотнинский педагогический колледж, учитель начальных классов

 

Курсы повышения квалификации:

НГПУ, «Современные тренды в системе дополнительного образования», 36 часов, с 07 по 18 декабря 2020.

Содержание программы

Раздел 1. Введение (экскурсия);

Раздел 2. Зелёная родословная (10 часов: 4 – теория, 6 практика);

Раздел 3. Разнообразие сельскохозяйственных растений и их роль в жизни человека (20 часов: 8 – теория, 12 практика);

Раздел 4. Агротехника выращивания полевых культур (8 часов: 4 – теория, 4 практика)4

Раздел 5. Семена – продолжатели жизни растений ( 16 часов: 8 теории, 8 – практика);

Раздел 6. Азбука земледелия (14 часов: 6 – теория, 8 – практика);

Раздел 7. Продукция Агросистемы и её влияние на здоровье человека ( 14 часов: 6 – теория, 8 – практика);

Раздел 8. Природа и человек. Естественные экосистемы (24 часа: 10 – теория, 14 – практика);

Раздел 9. Аптека на подоконнике (4 часа: 2 – теория, 2 – практика);

Раздел 10. Весенние заботы земледельцев (18 часов: 6 – теория, 12 – практика);

Раздел 11. Экологический практикум ( 10 часов: 2 – теория, 8 – практика);

Раздел 12. Итоговое занятие (4 часа);

Всего программа рассчитана на 144 часа

Цели программы

Создание условий для формирования экологической культуры, любви к природе, уважительного отношения к труду средствами агроэкологии.

 

Задачи:

1.      Приобретение первоначальных навыков работы на опытном участке.

2.      Формирование творческого мышления и интереса к экспериментальной и научно-исследовательской работе.

3.      Развитие наблюдательности и аналитических способностей у детей.

4.      Воспитание гуманного отношения к природе.

 

Личностные:

  • Воспитание у обучающихся бережного отношения к природе.
  • Формирование у обучающихся экологически целесообразных норм взаимодействия в природно-социальной среде.
  • Формирование у обучающихся навыков репрезентации природных объектов средствами искусства.
  • Развитие чувства любви к природе и ответственность за свою деятельность.
  • Развитие интеллектуально-творческого потенциала и формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся основной школы через использование игровых образовательных технологий.
  • Развитие и реализация экологической инициативы школьников.

 

Метапредметные:                 

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;   
  • умение ставить цели планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад деятельность группы;            
  • освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей данного школьного возраста;  
  • формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование приборов, формулировка выводов, 
  • развитие приёмов работы с информацией, нахождение информации в соответствии с учебной задачей;     
  • развитие коммуникативных навыков, ведение диалога и участие в дискуссиях, а также работе в группе.                                                                

Предметные:                                                               

  • изучение видов сорняков;           
  • знакомство с типами почв Новосибирска и Новосибирской области, их особенностями и признаками;      
  • изучение групп вредителей и болезней культурных растений;                  
  • способы размножения культурных растений;                          
  • знакомство с биологическими экспериментами;                    
  • работа с информацией о культурных растениях в различных источниках, умение анализировать её;                                                    
  • опыты с культурными растениями.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • виды сорняков;
  • типы почв Новосибирска и Новосибирской области, их особенности и признаки;
  • группы вредителей и болезней культурных растений;
  • способы размножения культурных растений,
  • экологические группы растений;
  • агротехнику природного земледелия.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • проводить простейшие биологические эксперименты;
  • работать с информацией о культурных растениях в различных источниках, уметь анализировать её;
  • различать типы почв Новосибирской области, виды сорняков, основные группы вредителей и болезней культурных растений;
  • использовать способы размножения культурных растений;
  • составлять севооборот овощных культур;
  • использовать знания в агротехнике для выращивания культурных растений;
  • проводить простейшие опыты с культурными растениями.

 

Личностные и метапредметные результаты:

  • осознают необходимость сохранение окружающей среды, проявляют ответственное отношение к природе;
  • имеют положительную мотивацию к дальнейшему изучению природы
  • проявляют интеллектуальные и творческие способности, выражающие личностное отношение к окружающему миру природы;
  • владеют элементарными приёмами исследовательской деятельности, доступных для детей данного школьного возраста;
  • владеют приёмами работы с информацией, что включает в себя умение, поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей;
  • владеют навыками ведения диалога, принимают участие в дискуссиях, проявляют умения работать в группе.

Материально-техническая база

Учебное помещение:

Экологический сад, территория которого имеет площадь 0,8 га, расположенный по адресу ул. Римского-Корсакова, 1а.

 

Материально-техническое обеспечение:               

  • комплекты печатных демонстрационных пособий;                        
  • картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся; проведения контрольных;                                                                                          
  • натуральные объекты: гербарии основных групп растений, коллекция семян и плодов;                            
  • комплекты микропрепаратов;                                                                                                                    
  • наборы муляжей: плоды, овощи;                                                                                                                    \
  • лабораторные приборы: лупа ручная, микроскопы, посуда и принадлежности для опытов;    
  • экранно-звуковое средство обучения: учебные видеофильмы;                                                         
  • ящики,почва,семена;                                                                                                     
  • коллекция насекомых вредителей;                                                                              
  • коллекция семян и плодов;                                                                                                                  
  • наборы муляжей: плоды овощи.                                                                                  

 

 

Информационное обеспечение:

 1. Мультимедийные уроки:

  • Измерение температуры воздуха
  • Словесный портрет растительности
  • Словесный портрет листка
  • Словесный портрет цветка

2. Видеозаписи:

  • Происхождение жизни на Земле
  • История рапануйцев
  • Лес
  • Энергия Земли
  • Сельское хозяйство
  • Фильм «HOME»
  • Фильм «Век глупцов»
  • Фильм «Скала»

3. Презентации:

  • Законы экологии
  • Птицы нашего города
  • Красная книга
  • Душистые растения
  • Хищные растения
  • Амурский тигр
  • Дальневосточный леопард
  • Экосистемы
  • Фотоальбом «Травы»
  • Фотоальбом «Сорняки»

4. Игротека:

  • Викторина «Живая природа»
  • Викторина «В мире цветов»
  • Викторина «Поговорим о насекомых»
  • Викторина «Тайны животного мира»
  • Викторина «Самые, самые…»
  • Викторина «Все о рыбах»
  • Кроссворды и ребусы.