Программа "Обучение игре в шахматы"

В век информационных технологий особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в объеме информации, умение анализировать ее и делать логические выводы. Большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют росту уровня интеллектуального развития, умения концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникшие ситуации и делать выводы.

 

"Шахматы" заключается в обязательном учете индивидуальной траектории обучения и развития ребенка, которая зависит от уровня подготовки обучающегося, скорости освоения им материала и работоспособности на основе постоянного повышения уровня интеллектуальной и физической выносливости. Из названных условий работы первое, на которое может повлиять педагог, – работоспособность ребенка. Затем, опираясь на личностные способности, – на скорость освоения учебного материала, тем самым оказывая влияние на уровень освоения шахматного искусства.

 

Работоспособность ребенка в большей степени зависит от уровня мотивации к занятиям, т.е. заинтересованности ребенка, а заинтересованность – от личности педагога, а также его активного взаимодействия с родителями обучающихся.

Вышеизложенное определяет индивидуальное содержание образовательного процесса для каждого ребенка.

Педагоги

Букреева Наталья Николаевна – педагог дополнительного образования.

Уровень образования: высшее педагогическое образование, высшая категория, стаж работы более 20 лет.

Содержание программы

Учебный план.

Фигуры и шахматная доска (2 ч)

Ходы и взятия фигур (12 ч)

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч)

Запись шахматных ходов (2 ч)

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч)

Общие принципы разыгрывания дебюта (4 ч)

Повторение (4 ч)

Защита (6 ч)

Реализация большого материального перевеса (10 ч)

Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция. Эндшпиль (9 ч)

Практическая игра (3 ч)

Повторение (2 ч)

Тактика в шахматах и определение комбинации (28 ч)

Практическая игра (2 ч)

Атака в шахматной партии (2 ч)

Оценка позиции (2 ч)

Игра в середине партии (10 ч)

Практическая игра (6 ч)

Итого: 116 часов в год

Цели программы

Цель программы: Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей

культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

 

Предметные задачи:

- обучить учащихся теоретическим и практическим знаниям по шахматной игре, без нарушений правил шахматного

кодекса;

-ознакомить с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.

- обучить умению находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;

- умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес;

- овладение навыками игры в шахматы.

 

 Метапредметные задачи:

- формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации

внимания, творческого мышления;

- формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность);

- формирование ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы;

- расширять представления об окружающем мире, вводить в мир логической красоты и образного мышления.

 

 Личностные задачи:

- формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки,

- воспитание уважения к чужому мнению;

- потребность в здоровом образе жизни.

- бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;

- прививать навыки самодисциплины;

- воспитание волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

Результат программы

Личностные результаты освоения программы.

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

 Метапредметные результаты освоения программы.

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками,

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

– формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– определение общей цели и путей ее достижения;

- умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– готовность разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 

 Предметные результаты освоения программы.

– формирование первоначальных представлений о игре в шахматы, о ее позитивном влиянии на развитие человека;

– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;

– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;

- развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.

 

К концу учебного года дети должны знать:

– шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

– правила хода и взятия каждой фигуры.

 

К концу учебного года дети должны уметь:

– ориентироваться на шахматной доске;

– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

– правильно расставлять фигуры перед игрой;

– различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

– рокировать;

– объявлять шах;

– ставить мат;

– решать элементарные задачи на мат в один ход.

Материально-техническая база

Помещение: кабинет для учебных занятий.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, шахматный доски и фигуры, дидактический материал (схемы, таблицы, иллюстрации).