Программа « Школа будущего первоклассника »

  • (2)

Рабочая программа «Подготовка детей к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе программы «Преемственность». Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

 

Программа «Школа будущего первоклассника» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

 

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.

 

Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

 

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

 

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

Педагоги

Дудко Марина Львовна:учитель начальных классов
Преподаваемые дисциплины:Начальные классы
Педагогический стаж: 27 лет
Уровень образования:Новосибирское педагогическое училище №2, 1991 год
Категория:первая категория с 02.03.2018 по 02.03.2023 от 18.11.2015

Повышение квалификации:МКУ ДПО "Городской центр развития образования"-36 часов с 18.08.2016 по 26.01.2017
АО "Академия "Просвещение"-24 часа с 31.07.2020-10.08.2020

 

Кононенко Елена Ивановна:учитель начальных классов
Преподаваемые дисциплины:начальные классы
Педагогический стаж: 12 лет
Уровень образования:Ленинградский колледж Краснодарского края по специальности преподаватель начальных классов; МГОПУ им. М.А. Шолохова по специальности психолог

Повышение квалификации:АО "Академия "Просвещение"-24 часа с 31.07.2020-10.08.2020

Расписание

Занятия по субботам.

Содержание программы

Обучение грамоте и развитие речи (20 ч)Звук. Правильное произношение всех звуков русского языка. Гласные и согласные звуки. Место звука в слове. Чистоговорки, скороговорки, работа над артикуляцией. Детские потешки, загадки, сказки, особенности их построения. Передача настроения в интонации при чтении. Использование слов в прямом и переносном значении. Определение сказочного героя по описанию его внешних признаков. Восстановление событий сказки по ее началу. Диалог. Мимика, жесты. Сочинение сюжетных рассказов по картине, из опыта, по игрушкам. Работа со словарем.

Математика и конструирование (20 ч)Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Нахождение общих и различных признаков в группе предметов. Классификация предметов по цвету, размеру, форме. Добавление своих предметов в данную группу по определенным признакам. Последовательность выполнения действий на примере сказок, сюжетных картинок. Расположение предметов на плоскости и в пространстве. Числа от 1 до 10. Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Порядковый счет предметов. Состав чисел до 10 из единиц. Приемы отсчитывания и присчитывания по одному, по два. Геометрические фигуры. Конструирование. Последовательность выполнения игровых и практических действий с ориентировкой на символ. Обнаружение логических связей.

Работа по укреплению мускульной силы руки и пальцев (20 часов)

Тема 1. Знакомство с тетрадью в клетку. Зрительно-пространственная ориентация на листе в клетку(2 часа)

Знакомство посадкой при письме, умением держать ручку, давать ответ. Знакомство с тетрадью в клетку. Упражнения по ориентации на листе. Обводки по контору. Познакомить с понятиями слева, справа, вверху, внизу. Работа по команде учителя: в верхнем правом углу, в нижнем левом углу, на верхней строке, на нижней строке отмечать точки. Упражнениям по точечному образцу  и  самостоятельно обвести клетки. Рисование в тетради в клетку фигур на основе обвода клеток и по диагонали клетки (квадрат, прямоугольник,  флажок, ёлочка), раскрашивание. Гимнастика для пальчиков.

Тема 2. Прямая и кривая линии, круг, овал(1 час)

Понятие прямой и кривой линий. Круг, овал. Работа в тетрадях в клетку: штриховка рисунка, раскрашивание прозрачных предметов, рисование по образцу (ёлочка, кораблик, круг, овал, зонтик, воздушный шарик, рыбка). Гимнастика для пальчиков.

Тема 3. Круг большой и маленький, фигурка из кругов и наклонной сочетании с кругом(1 час)

Штриховка рисунка. Раскрашивание прозрачных предметов. Заучивание стихотворения.

Тема 4.  Разлиновка тетради в узкую линию с направляющей(2 часа) Знакомство с разлиновкой тетради в узкую линию с направляющей. Работа в тетради с направляющей линией (по письму). Написание палочек, крючков. Штриховка фигур в узкую линию по точечному образцу. Игра «У медведя во бору». Отгадывание загадок. Логическое упражнение «Почему медведя зовут медведем».

Тема 5. Наклонная и волнистые линии. Рабочая строка. Широкая строка(2 часа)

Отработка наклона, письма элементов букв в тетрадях с узкой линейках. Письмо с  заданиями от кота Фёдора. Выполнение заданий: письмо букв  и штриховка по образцу.

Тема 6. Отработка наклона, письма в тетрадях с узкой линейкой(2 часа)

Штриховка рисунка. Отработка наклона, письма элементов букв в тетрадях с узкой линейках. Разгадывание загадок. Разучивание стихотворения.

Тема 7.  Овалы, петли, прямые, плавные и закруглённые внизу, прямые горизонтальные линии(2 часа)

Раскрашивание и штриховка рисунков. Беседа по русской народной сказке «Колобок». Словарная работа: глупость, хвастовство. Штриховка горизонтальными, вертикальными и перекрёстными линиями. Работа в тетради с направляющей. Письмо изученных элементов букв. Работа с пластилином

Тема 8. Лепка  ежа(1 час)Загадка о еже. Стихотворение о еже. Лепка ежа. Выставка работ.

Тема 9.  Лепка фруктов(1 час)Развитие речи. Рассказ о Винни Пухе – сладкоежке. Лепка и выставка работ.

Тема 10. Лепка овощей(1 час)Развитие речи. Беседа по русской народной сказке про репку. Загадки. Лепка и выставка работ.

Тема 11. Лепка на тему «Животные»(1 час)Развитие речи. Сказки о животных. Лепка и выставка работ.Конструирование

Тема 12. «Домик»  из геометрических фигур(1час)Повторение геометрических форм, сравнение по размеру. Игра «На что похоже?».Выполнение работы. Выставка работ.

Тема 13. «Грузовой  автомобиль»(1час)Повторение геометрических фигур. Игра «На что похоже?». Выполнение работы. Выставка работ.

Тема 14. Самолёт. (1 час).Повторение геометрических форм, сравнение по размеру. Игра «На что похоже?».Выполнение работы. Выставка работ.

Тема 15. «Произвольные предметы из геометрических фигур»(1 часа)Самостоятельное выполнение произвольных предметов из геометрических фигур по желанию детей. Выставка работ.  

Цели программы

Основная цель - всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

 

Задачи программы:

Личностные:

· сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;

· формировать коммуникативные навыки, умение общаться.

 

Метапредметные:

· развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;

· создавать необходимые условия, способствующие формированию универсальных учебных действий, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка.

 

Предметные:

· развивать фонематический слух и звуковую культуру речи; мелкую моторику и координации движения рук;

· формировать общеинтеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

· развивать умение ориентироваться в пространстве и во времени;

· формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, решения простых логических задач, распознавания геометрических фигур (круг, треугольник, прямоугольник, овал).

Результат программы

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

 

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

 

Предметные результаты.

Ребенок  получит возможность научится:

распознавать первый звук в словах;

внимательно слушать литературные произведения;

называть персонажей, основные события;

отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;

пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;

составлять элементарный рассказ по серии картинок;

обсуждать нравственные стороны поступков людей;

участвовать в коллективных разговорах;

использовать принятые нормы вежливого речевого общения;

устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;

различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);

различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;

считать от 0 до 9 и в обратном направлении;

определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;

устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;

присчитывать и отсчитывать по одному, по два;

ориентироваться в пространстве;

ориентироваться в тетради в клетку;

выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;

правильно использовать кисть при рисовании;

выполнять элементарный орнамент в полосе;

использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).

Особые условия проведения

Принимаются все желающие.

Материально-техническая база

Учебное помещение: учебные кабинеты начальной школы (первый этаж),Учебный кабинет, соответствующий санитарным и техническим требованиям. 

Материально-техническое обеспечение: рабочие столы и стулья, шкаф для хранения рабочих материалов, стенд  для наглядного материала интерактивные доски, учебные классные доски.

Расходные материалы: альбомы, краски, фломастеры, рабочие тетради.

Информационное обеспечение: программы для интерактивных досок.

Стоимость

Занятия на бюджетной основе.