Программа «Юные исследователи природы »

Программа разработана в связи с растущим интересом обучающихся к освоению естественнонаучных дисциплин, познанию окружающего мира через исследовательскую и проектную деятельность, необходимостью развития практических умений и навыков наблюдения и изучения природных явлений и объектов. 

Актуальность данной программы заключается в том, что обучающиеся вовлекаются в социальные отношения через отношение к природе, обществу. Это должно способствовать активной образовательной и поисковой деятельности, развитию знаний о методах познания природы и умений представить результаты исследований и проектов. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучающихся, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. 

Программа направлена на формирование экологической культуры обучающихся, приобретение навыков научного анализа явлений природы, осмысление взаимодействия общества и природы, осознание значимости своей практической помощи природе.

Изучая природу родного края, обучающиеся получат опыт практической деятельности по изучению и охране окружающей среды.

Педагоги

Прохоренко Неля Юрьевна-педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

 Высшее образование. Общий педагогический стаж работы 25 лет.

   

 

Содержание программы

Вводное занятие

Инструментальные исследования в природе
Теория: Цели и задачи программы. Вводный инструктаж. Инструментальные исследования в природе. Методы изучения природных объектов.  Практика:

 Раздел 1. История науки

Тема 1. Основные вехи в становлении естественных наук

 

1.2. Вклад ученых в развитие науки биологии

 

1.3. Открытие микроскопа и клеточная теория

 

1.4. Работы К.А. Тимирязева 

 

 Тема 2. Научные организации Практика: Знакомство с деятельностью научной организации.

Тема 3. Основоположники медицины

3.1. История медицины. Н.И. Пирогов

 

3.2. Русская школа физиологов. И.П. Павлов

 Раздел 2. Лабораторный практикум

Тема 1. Методы исследований

1.1. Методы исследований: наблюдение, опыт, моделирование, ведение дневника наблюдений Теория: Методы изучения живой природы (наблюдение, опыт, моделирование).

1.2. Правила работы с увеличительными приборами

 

Тема 2. Фенологические наблюдения

 

Тема 3. Исследование растений

3.1. Морфология растений Теория: Внешнее строение растений.

3.2. Приготовление и изучение препарата клетки растения Теория: Клеточное строение живых организмов. Строение растительной клетки. 

3.3. Ткани растений Теория: Ткани растений: виды, особенности, функции.

Практика: Лабораторная работа «Строение корня растений».

3.4. Микроскопия живых объектов

Практика:     Изучение           техники              микроскопии   живых объектов.          Лабораторная работа «Поперечный срез листа».

3.5. Классификация плодов и семян растений Теория: Строение плодов. Строение семян. Типы и классификация плодов. 

Практика: Составление коллекции семян.

3.6. Пересадка комнатных растений

Практика: Пересадка рассады комнатных растений с учетом вида грунта, материала и размера  горшка и освещенности. Полив и опрыскивание растений, внесение удобрений. 3.7. Определение древесно-кустарниковой флоры

Практика: Определение древесно-кустарниковой флоры по морфологическим признакам в природе. 

3.8. Ядовитые растения Теория: Яды и их свойства.

Практика: Знакомство с ядовитыми растениями.

 Тема 4. Одноклеточные животные Теория: Одноклеточные животные. 

Практика: Лабораторная работа «Сравнение амебы и инфузории». Выполнение рисунка простейших.

 Раздел 3. Живая природа

Тема 1. Биогеография и систематика

1.1. Деление организмов по средам обитанияТеория: Биосфера.Среды жизни организмов. В.И. Вернадский. Биогеография.

Практика: Составление конструктора «Систематика растений и животных». 

1.2. К. Линней и его вклад в появление систематики. Систематика растений Теория: Систематика – наука о классификации. К. Линней.Систематика растений.

Практика: Отработка алгоритма морфологического описания растений по отдельным семействам. 

1.3. Ареалы обитания организмов Теория: Ареал обитания. Эндемики и космополиты. 

Практика: Изучение и описание насекомых основных отрядов. Изучение биогеографии растений и животных, в том числе охраняемых, с использованием карт Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

1.4. Современные таксоны, систематика лишайников Теория: Современные таксоны. Систематика лишайников. Практика: Знакомство с лихенологическими коллекциями.

 Тема 2. Вирусы и бактерии

2.1. Бактерии и вирусы, их открытие и разнообразие

Теория: Микромир. Царство Бактерий. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий и вирусов.

Практика: Практическая работа «Посев культуры молочнокислых бактерий в чашку Петри».

2.2. Изучение препаратов микроскопических организмов Теория: Особенности строения и жизнедеятельности бактерий и вирусов. 

Практика: Изучение и микроскопирование препаратов мха и микроскопических животных в капле болотной воды.

 

Тема 3. Грибы

3.1. Разнообразие грибов

Теория: Царство Грибов. Грибы съедобные и ядовитые. Грибы-паразиты.

Практика: Практическая работа «Микропрепараты грибов». 

3.2. Изготовление влажных препаратов грибов

Практика: Определение грибов по коллекциям и влажным препаратам. Знакомство с грибамипаразитами и техникой приготовления срезов пораженных грибами-паразитами листьев основных плодовых деревьев и кустарников.

 

Тема 4. Строение растений

Теория: Царство Растений. Особенности строения и жизнедеятельности растений. Практика: Практическая работа «Срез ткани растения». 

 

Тема 5. Фаунистические экскурсии

5.1. Видовое разнообразие фауны Новосибирского зоопарка Теория: История Новосибирского зоопарка. 

Практика: Изучение фауны Новосибирского зоопарка.

5.2. Приспособление организмов к водной среде обитания

Практика: Знакомство с приспособлениями организмов к водной среде обитания.

 

Цели программы

Развитие познавательного интереса детей к изучению мира природы через вовлечение их в проектную и исследовательскую деятельность.

 

Достижению этой цели способствует решение следующих задач:

Предметные:

-           расширить знания обучающихся в области биологии и экологии; 

-           сформировать представление о биоразнообразии живой природы;

-           расширить представления об охране окружающего мира и об особо охраняемых природных территориях;

-           сформировать представления об основных законах и закономерностях биологической науки;

-           сформировать представление о разнообразных доступных методиках изучения природных объектов;

-           ознакомить обучающихся с правилами проведения наблюдений и методами обработки данных, полученных в результате исследований;

-           познакомить с инструментальными способами работы с объектами;

-           обучить основным методам и способам исследовательской деятельности в области биологии и экологии;

-           сформировать навыки использования определителей и справочников;

-           научить работать с микроскопом, выполнять биологический рисунок;

-           научить составлению проектов, их презентации;

-           научить различным видам оформления исследовательских работ и проектов.

 

Метапредметные:

-           способствовать развитию у обучающихся исследовательских умений и навыков;

-           способствовать формированию умения презентовать свою деятельность;

-           способствовать социализации и обретению опыта работы в творческих группах, в том числе проектных;

-           способствовать развитию интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей. 

Личностные:

-           способствовать воспитанию эколого-эстетического мировоззрения обучающихся через познание красоты, гармонии и целесообразности в окружающем мире;

-           способствовать воспитанию чувства уважения и бережного отношения к результатам своего труда и труда окружающих;

-           способствовать воспитанию ответственности и бережного отношения к окружающему миру;

-           способствовать воспитанию ответственности, целеустремленности.

 

 

 

 

 

Результат программы

Предметные результаты:

-представление о многообразии организмов в природе, их строении,

- особенностях жизнедеятельности, местах обитания и приспособленности к условиям существования;

-об охране окружающего мира и об особо охраняемых природных территориях;

- знание правил проведения наблюдений; основ систематики организмов в природе; способов обработки информации и систематизации ее в виде таблиц, схем, рисунков;

- умение самостоятельного готовить микропрепараты, выполнять биологический рисунок; выстраивать план исследования или подготовки проекта; 

-владение основными методами изучения природных объектов и способами фиксации материалов; практическими навыками работы с микроскопом.

Метапредметные результаты:

- развитие         исследовательских      умений и навыков; интеллектуальных, творческих, коммуникативных (работа в группах, в том числе проектных; выступления)          и организаторских способностей;

- умение осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования с использованием справочной, научной, научно-популярной литературы, информационных технологий; презентовать свою деятельность.

 

 Личностные результаты:

-любовь к Родине, природе родного края;

-чувство уважения и бережного отношения к результатам своего труда и труда окружающих;

-ответственность и бережное отношение к окружающему миру;

-способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

- целеустремленность, трудолюбие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническая база

Для          проведения      занятий               необходим        учебный             кабинет.                            

 Мебель кабинета:

Учебные столы – 6.

Стол педагога – 1.

Стол демонстрационный – 1.

Стулья – 12.

Шкафы лабораторные – 3.

Стенд информационный – 1.

Стенд выставочный – 1

 

Оборудование:

Компьютер – 1.

Проектор – 1.

Магнитно-маркерная доска (магниты, маркеры) – 1.

Ноутбук – 2.

Калькулятор – 8.

Цифровой фотоаппарат – 1.

 Лабораторная посуда, оборудование для исследований:

 Монометр – 1.

Весы  -1

Лупа – 5.

Скальпель – 10.

Микроскоп – 4.

Палочка стеклянная – 8.

Пинцет – 8.

Пипетка аптечная – 10.

Пресс для сбора и сушки гербария – 5.

Пробирки – 20.

Рулетки – 2.

Секундомер – 3.

Склянка с меткой 2,5 мл – 8.

Стекло покровное – 20

Стекло предметное – 20.

Химический стакан на 250 мл – 8.

Химический стакан на 100 мл – 8.

Химический стакан на 50 мл – 8.

Цилиндр мерный – 3.

Чашки Петри – 05.

Штатив для пробирок – 5.

 

Модели, муляжи:

Модель скелета человека – 1. Муляжи внутренних органов (сердце, желудок, головной мозг, легкие) – по 1 шт.

 

Реактивы:

Агар-агар или желатин – 10уп.

Активированный уголь – 2 уп.

Перекись водорода – 2.

Жидкое мыло – 2 фл.

Йод – 4 фл.

Клей ПВА – 10 фл.

Сода – 2 уп.

Этиловый спирт – 0,2 л.

 

Канцелярские принадлежности и расходные материалы: 

Алюминиевая фольга – 2 уп.

Булавки – 10 уп. Бумага цветная – 10 уп.

Ватманы – 5.

Ватные палочки – 4уп.

Газеты (для гербария) Гуашь – 4 уп.

Картон белый – 16 уп. Кнопки – 5 уп.

Краски – 8 уп. Линейка – 10.

Мешок полиэтиленовый объемом 3–5 л – 8.

Наждачная бумага – 4 листов.

Перчатки полиэтиленовые – 5 уп.

Салфетки бумажные – 8 уп.

Скотч – 4.

Скрепки – 5 уп. Чернила – 4 фл.

 

Оборудование для цветоводства:

Горшочки для рассады

Горшки для растений

Грунт универсальный

Дренаж

 Лейки

Листья или побеги традесканции или другого растения Лопатки

Луковицы растений

Образцы почвы

Совочки

Цветочные горшки

 Удобрения (разные)