Программа "Экологический мониторинг"

Данная программа «Экологический мониторинг" предназначена для формирование у детей ответственного отношения к природе – это сложный и длительный социально-педагогический процесс. Он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли подростков, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. 

 

Данная программа «Экологический мониторинг» призвана научить школьников освоить методику проведения исследований в городской и поселковой экосистеме и развить оценочные суждения по результатам этих исследований.

 

Актуальность практикума определяется тем, что население России, как и большинства стран мира, сосредоточено в городах и поселках. В городах и поселках происходит необратимая трансформация природных экосистем, что определяет нарастание экологических проблем и повышение требований горожан к качеству среды.

С необходимостью интенсификации процесса экологического образования и воспитания подрастающего поколения, проблема разработки новых программ является достаточно актуальной с методологической и практической стороны. В связи с этим была разработана программа «Экологический мониторинг».

Педагоги

Сухинина Наталья Михайловна, учитель географии, стаж 19 лет,высшая квалификационная категория

Содержание программы

1-й год обучения -  Экология растений и животных - 68 часов

Понятие экосистемы. 

Водные биогеоценозы.  

Городская экосистема . 

2-й год обучения – Экология человека -  68 часов

Народная медицина и декоративная косметика

Экология одежды

3-й год обучения -  Экологический мониторинг - 68 часов

Эколого-туристическая подготовка

Экологическая обстановка в школе

Цели программы

Цель: Формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе.

Задачи:   
Развивающие

•развивать интеллектуальные и практические умения по изучению, оценке природопользования и улучшению состояния окружающей среды;

•использовать      возможности       проектной теологии    для формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся;

• формировать исследовательские навыки;

•обучать правилам поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики.

Метапредметные

•способствовать развитию у детей познавательного интереса, любознательности, стремления к опытнической деятельности, желания самостоятельно найти ответ;

•развивать способности к причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем;

 •формировать умения публичных выступлений;

•способствовать расширению кругозора, принимая участие в творческих компьютерных программах и конкурсах.

Воспитательные

•воспитывать экологически направленных ценностных ориентации личности, мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности;

 •способствовать формированию сознательной потребности в выборе здорового образа жизни;

•проявлять стремление и желание улучшить состояние окружающей среды своей местности, свой образ жизни.

Результат программы

1 год обучения:

· Основные понятия курса;

· Экологические факторы, условия существования, среды жизни живых организмов;

· Приспособление живых организмов к различным экологическим факторам; · Экологические группы живых организмов по отношению к различным факторам среды;

· Признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций; биосферы; животных;

· Животных и растения наиболее распространенных в своей местности, домашних животных, опасных для человека животных;

· Определение понятий «экологический оптимум», «пределы толерантности», «экологическая валентность вида», «ограничивающий фактор»;

 

 2 год обучения:

 · Методики проведения исследований по темам;

 · Основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

 · Особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка;

 · Способы сохранения зрения, их физиологическое обоснование;

· Способы сохранения своего здоровья;

 

3 год обучения:

 · Методики проведения исследований по темам;

 · Роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума;

· Биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов;

· Виды - биоидикаторы чистоты водоемов;

 · Критерии выделения сапробности водоемов;

· Отличия естественных и антропогенных ландшафтов.

Особые условия проведения

Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности. Практические занятия проводятся в условиях школьного кабинета и на местности (в условиях природы). Весь материал разбит на три блока: «Экология растений и животных», «Экология человека», «Экологический мониторинг». Набор обучающихся свободный: принимаются все желающие на бесплатной основе.

Материально-техническая база

Для реализации программы используется обычная классная комната, кабинет, возможность пользоваться лабораторным оборудованием стандартных кабинетов химии, физики, биологии; компьютер с выходом в Интернет. Потребуется дополнительная литература (справочники, энциклопедии, биографии ученых, монографии и т.д.), учебные канцелярские принадлежности, маркеры (фломастеры) и листы бумаги для организации игровой деятельности, электронные носители для фиксации работ, выполненных на компьютере.