Программа "Вокальное эстрадное исполнительство"

Обучение вокальному эстрадному музицированию –сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только вокальное, но и общее музыкальное развитие учащихся. При всем разнообразии этот процесс сводится к нескольким основным направлениям: воспитание мировоззрения и моральных качеств учащихся, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интереса к труду и умение работать, привитие практических навыков и знаний для самостоятельного музицирования. Форма индивидуальных занятий по вокальному эстрадному музицированию дает возможность преподавателю внимательно и всесторонне изучить способности, пристрастия каждого учащегося, определить конкретные педагогические задачи, выстроить программу персонального развития.

ДООП «Вокальное эстрадное исполнительство» составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся и направлена на:

  • выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
    создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области вокального эстрадного исполнительства,позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
  • приобретение детьми умений и навыков сольного и ансамблевого исполнительства;
    приобретение детьми опыта творческой деятельности;
  • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.

Актуальность программы в области музыкального искусства заключается в создании особой, развивающей образовательной среды, которая способствует не только формированию у учащихся комплекса знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, но и направлена на воспитание и развитие у обучающихся эстетических взглядов, потребности общения с духовными ценностями, вне зависимости от выбранного в дальнейшем направления профессионального роста.

Педагоги

Преподаватели со специальным профессиональным образованием в соответствии с выбранным направлением:

Покусаева Ольга Васильевна, Заслуженный работник культуры и искусства Новосибирской области. Заведующая МО преподавателей эстрадного пения. Преподаватель.

Категория: высшая.

Преподаваемые дисциплины: эстрадное пение.

Образование: Новосибирское музыкальное училище, 1984 г. (квалификация – артист эстрадного ансамбля; специальность –эстрадное пение); Алтайский государственный институт культуры, 1992 г. (квалификация – руководитель хорового коллектива; специальность – культурно – просветительная работа).

Общий стаж работы: 38 лет, стаж работы по специальности 31 год. В ГШИ № 29 работает с 20.08.1992 г.

Повышение квалификации: ГАОУ СПО НСО НМК им. А.Ф. Мурова. КПК по специальности «Вокальное исполнительство» в объеме 72 часов, 2014 г.; ДМШ № 1. «Проблемы современного музыкального образования и воспитания детей в системе учреждений дополнительного образования сферы культуры и искусства», 16 часов,2014 г.; ОГОАУ ДПО ТОЦКиИ г.Томск. Мастер-класс Шаповаловой Н.Н. «Искусство пения: теория, педагогика, практика», 6 часов, 2015 г.; продюсерский центр «Джаз на Байкале». Мастер-класс «Музыкальное искусство эстрады» в рамках фестиваля «Джаз на Байкале», 4 часа, 2015 г.; Сертификат об обучении по направлению «Музыкальное исполнительство», мастер-классы в рамках образовательной программы VI Транссибирского арт-фестиваля, 16 ч., 2019 г.

Алешкина Лариса Викторовна, преподаватель.

Категория: высшая.

Преподаваемые дисциплины: эстрадное пение.

Образование: Новосибирское музыкальное училище, 1996 г. (специальность – музыкальное искусство эстрады (пение), квалификация – артистка эстрадного оркестра, ансамбля). Новосибирский государственный педагогический университет, 2001 г. (специальность – музыкальное образование, квалификация – учитель музыки).

Общий стаж работы: 33 года, стаж работы по специальности 22 года. В ГШИ № 29 работает с 01.09.1995 г.

Повышение квалификации: ГАОУ СПО НСО НМК им. А.Ф. Мурова. КПК по специальности «Вокальное исполнительство» в объеме 72 часов. Удостоверение. 2014 г.; ГАПОУ НСО НМК им. А.Ф. Мурова. КПК по специальности «Музыкальное искусство эстрады. Эстрадное пение», 72 часа, 2019.

Кулицкая Любовь Борисовна, преподаватель.

Категория: высшая.

Преподаваемые дисциплины: эстрадное пение, ансамбль.

Образование: Новосибирское музыкальное училище, 1996 г. (квалификация – артистка эстрадного оркестра (ансамбля); специальность – эстрадное искусство).

Общий стаж работы: 35 лет, стаж работы по специальности 23 года. В ГШИ № 29 работает с 01.09.2002 г.

Повышение квалификации: ГАПОУ НСО НМК им. А.Ф. Мурова – КПК по специальности «Музыкальное искусство эстрады. Эстрадное пение» в объеме 72 часов, 2019.

Гунбина Светлана Андреевна, преподаватель.

Преподаваемые дисциплины: эстрадное пение.

Образование: Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова, 2016 г.(специальность – музыкальное искусство эстрады, эстрадное пение; квалификация – артист, преподаватель, руководитель эстрадного коллектива).

Общий стаж работы: 4 года, стаж работы по специальности 2 года. В ГШИ № 29 работает с 01.09.2018 г.

Повышение квалификации: ГАПОУ НСО НМК им. А.Ф. Мурова. КПК по программе «Музыкальное искусство эстрады. Эстрадное пение», 72 часа, 2019 г.

Содержание программы

Программа включает в себя 2 ступени:

1-я ступень – дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства (ДООП) «Основы вокального эстрадного музицирования» (срок реализации 3 года);

2-я ступень - дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства (ДООП) «Вокальное эстрадное исполнительство» (срок реализации 2 года).

Программа включает в себя следующие учебные предметы:

1-я ступень обучения

Учебные предметы исполнительской подготовки

1. Учебный предмет – «Вокальное эстрадное  музицирование», срок освоения 3 года, 2 часа в неделю.

2. Учебный предмет – «Вокальный ансамбль», срок освоения 3 года, 0,5 часа в неделю.

3. Учебный предмет «Общий инструмент», срок освоения 2 года (с 2 класса), 1 час в неделю.

Учебные предметы историко-теоретической подготовки

1. Учебный предмет – «Основы сольфеджио», срок освоения 3 года, 1,5 часа в неделю.

2. Учебный предмет – «Элементарная теория музыки», срок освоения 3 года, 0,5 часа в неделю.

3. Учебный предмет – «Слушание музыки», срок освоения 1 год, 1 час в неделю.

4. Учебный предмет – «Музыкальная литература», срок освоения 2 года, 1,5 часа в неделю.

2-я ступень обучения

Учебные предметы исполнительской подготовки

1. Учебный предмет – «Вокальное академическое исполнительство», срок освоения 2 года, 2 часа в неделю.

2. Учебный предмет – «Вокальный ансамбль», срок освоения 2 года, 0,5 часа в неделю.

3. Учебный предмет «Общий инструмент», срок освоения 2 года, 1 час в неделю.

Учебные предметы историко-теоретической подготовки

1. Учебный предмет – «Сольфеджио», срок освоения 2 года, 1,5 часа в неделю.

2. Учебный предмет – «Элементарная теория музыки», срок освоения 2 года, 0,5 часа в неделю.

3. Учебный предмет – «Музыкальная литература», срок освоения 2 года, 1,5 часа в неделю.

 

Цели программы

Приобщение учащихся к различным видам музыкального творчества, обогащение их мировоззрения, воспитание художественного вкуса, формирование и развитие навыков вокального эстрадного пения, а также формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок, потребности общения с духовными ценностями и воспитание активного, музыкально образованного слушателя.

Задачи:

Образовательные (предметные):

  • формирование универсальных учебных действий –исполнительских, слуховых, аналитических;
  • получение базовых знаний в области исполнительских и музыкально-теоретических дисциплин;
  • освоение вокальной эстрадной техники;
  • приобретение опыта практической музыкально-творческой деятельности.

 

Метапредметные задачи:

  • развитие у учащихся интереса к музыкальной деятельности, музыкального вкуса;
  • развитие воображения, мышления, воли –качеств личности, необходимых для осуществления творческой деятельности.

 

Личностные задачи:

  • духовное развитие учащихся путем приобщения их к художественному творчеству;
  • эстетическое развитие в процессе познания красоты формы произведений музыкального искусства;
  • воспитание любви к музыкальному искусству через освоение произведений отечественной и мировой классики, лучших образцов народного творчества, организацию творческой практики учащихся путем проведения культурно-образовательных проектов.

 

Результат программы

Результатом освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства "Вокальное эстрадное исполнительство"является приобретение обучающимися следующих знаний, умений, навыков:

в области исполнительской подготовки:

  • умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при пении в ансамбле;
  • умение создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
  • умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
  • сформированность и развитие у детей исполнительских вокальных умений и навыков на основе лучших произведений народной, классической и современной музыки;
  • знания музыкальной терминологии;
  • приобретение индивидуальных исполнительских качеств, певческих и актерских способностей,
  • сформированность навыка самостоятельности в распевании и настраивании голоса;
  • сформированность у детей вокальных умений и навыков средствами вокального ансамбля (дыхание, звуковедение, строй, дикция и пр.), усложнение задач, расширение диапазона певческих возможностей учащихся;
  • навыков публичных выступлений;

в области историко-теоретической подготовки:

  • знания музыкальной грамоты;
  • знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
  • первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
  • сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
    навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
  • навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
  • навыков записи музыкального текста по слуху;
  • знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.

Личностные результаты:

  • формирование устойчивой мотивации к занятиям творческими видами деятельности;
  • формирование умения анализировать свои музыкально-практические возможности;
  • формирование умения способности обучающегося к саморазвитию и творческому росту;
  • формирование умения применять приобретенные исполнительские навыки в повседневной жизни.

Метапредметные результаты:

Познавательные

  • развитие мотивации к художественно-творческим видам деятельности, самостоятельности, активности;
  • формирование навыка учебной и познавательной деятельности;
  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
  • определение наиболее эффективных способов достижения результата в исполнительской и творческой деятельности.

Коммуникативные

  • формирование культуры общения, активной жизненной позиции;
  • формирование умения воспринимать себя как часть творческого коллектива;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие).

Регулятивные

  • формирование умения планировать свою деятельность и оценивать свои возможности;
  • навыки решения нестандартных творческих задач в поставленных условиях;
  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Особые условия проведения

  1. При приеме на обучение на 1-ю ступень (дополнительную общеразвивающую программу «Основы вокального эстрадного музицирования») школа проводит отбор с целью выявления творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти. Дополнительно поступающий, может исполнить самостоятельно подготовленные песни.
  2. Предоставление медицинской справки об отсутствии противопоказаний для занятий в школе.

Материально-техническая база

Материально-техническая база образовательной организации соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Образовательная организация соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта.Для реализации программы в образовательной организации имеются в наличии:

  • зал концертный со специальным оборудованием
  • библиотека;
  • учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со специальным учебным оборудованием (столами, стульями, шкафами, стеллажами, музыкальными инструментами, звуковой и видеоаппаратурой).

Учебные аудитории имеют звукоизоляцию и оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 кв.м.

В образовательном учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.

Информационные ресурсы: Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных музыкальных произведений. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.