Программа «Интеллект и Я»

  • (1)

Каждый хочет найти своё место в жизни: кто-то делает великие изобретения, кто-то создаёт гениальные теории, а кто-то просто хочет найти хорошую работу. Каждому – своё. Лишь одно едино для всех: умный человек сможет занять своё место. Работающий в команде найдёт себе единомышленников. Умеющий говорить и думать будет полезен себе и людям.

Развитие личности не исчерпывается воспитанием в рамках социализации. Оно включает в себя и личный опыт ребенка, и самовоспитание, и его личные творческие находки, и многое другое.

Педагог или окружающая среда не создают человека. Они не рождают в нем способность любить или быть любопытным, философствовать или творить. Скорее они дают возможность, благоприятствуют, помогают растущей личности раскрыть, развить свои способности.

Развитие интеллектуальных, организаторских и коммуникативных способностей обучающихся при реализации программы осуществляется через включение их в интеллектуальную досуговую деятельность не только как пассивных участников, а как активных организаторов всех интеллектуально – познавательных мероприятий через совместную деятельность взрослых и детей.

Отличительной особенностью программы является реализация её в сетевой форме. Программа сочетает в себе беседы, практические занятия, социально-психологические тренинги, различные методики организации досуга детей, занятия в объединении пробуждают воображение и творческие силы. Основа практикумов – личный опыт, интересы, увлечения участников.

Программа «Интеллект и Я», реализуемая в сетевой форме, предусматривает и командные игры и, следовательно, развивает у игроков не только определённые знания, но и умение общаться, позволяет научиться диалогу работы в группе. Кроме того, игры формируют атмосферу сотрудничества, взаимного доверия и уважения.

Программа «Интеллект и Я» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и отнесена к социально - педагогической  направленности. Уровень освоения – общекультурный (ознакомительный). Процесс обучения направлен на развитие интеллекта и креативности как основных составляющих умственного развития ребенка.

Педагоги

Престинская Алёна Николаевна, педагог дополнительного образования

Содержание программы

 1. «Разминочные» игры. 4 часа

Практика: разминочные игры для круговой тренировки; неинформационные разминочные игры.

2. Информационно-развлекательные игры. 8 часов

Теория: разные типы информационно-развлекательных игр.

Практика: развлекательные шоу-программы класса «Сто к одному», «Пятеро на одного», «Пойми меня». Игры на эрудицию «Своя игра». Командные игры класса «Брэйн-ринг». 

3. «Спортивные» варианты телевизионных игр. 16 часов

Теория: общее понятие об интеллектуальном спорте (информационно-спортивных играх). Турниры и чемпионаты  по интеллектуальным играм «Что? Где? Когда?», «Брэйн-ринг», «Своя игра». Основные отличия от телевизионных аналогов. Правила проведения информационно-спортивных игр.

Практика: игры «Своя игра», «Брэйн-ринг», «Что? Где? Когда?»

4. Формирование команды. 12 часов

Теория: принцип игры в команде. Команда – единый механизм. Непрерывность обсуждения. Как слушать друг друга. Необходимость высказывания всех мыслей, пришедших за столом. Чего не нужно делать при обсуждении. Как выстроить логическую цепочку командой.
Выработка делового психологического климата в команде. Распределение ролевой нагрузки в команде. Функции капитана, генератора идей, критика.

 Практика: распределение ролей в команде.  

5. Командные интеллектуальные игры. 38 часов

Теория: элементы метода «мозгового штурма», применимые к командным интеллектуальным играм. Этапы работы над вопросом.

Индукция (генерирование идей). Анализ идей и версий («информационная критика»). Роль эрудитов («критиков») в команде. Функция капитана-диспетчера в работе над вопросом. Раскрытие логики вопроса и многоступенчатые (многоходовые) комбинации. Выбор версии из нескольких возможных. Роль логики и интуиции в процессе выбора версии. Хронологические рамки работы над вопросом, хронология этапов обсуждения в зависимости от конкретной игровой ситуации.

Практика: применение полученных знаний в ходе игры «Эрудит-лото».

6. Промежуточная аттестация. 2 часа

7. Внеигровые интеллектуальные методики. 12 часов

Теория:  Интеллектуальная методика. Метод «мозгового штурма».  

Практика: ознакомление с разнообразными видами интеллектуальных тестов (в том числе и компьютерных). Общее понятие об интеллектуальном коэффициенте IQ. Игровые тесты на эрудицию и общее развитие.

8. Психологическая подготовка. 2 часа

Практика: познавательная сфера личности человека. Упражнения и тесты на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия.

9. Вопросы к интеллектуальным играм. 10 часов

Теория: понятие о корректности вопроса. Требования к корректному вопросу. Вопросы разных уровней сложности. Простейшие  вопросы  (на элементарные знания). Логические вопросы. Двух- и трехходовые вопросы. Вопросы на догадку. «Не берущиеся» вопросы.

Практика: создание стандартного (оптимального) вопроса. Правила оформления вопроса. Создание банка вопросов для игр.

10. Работа с литературой. 4 часа

Теория: основные принципы и специфические приёмы работы с книгой. Требования к вопросам: интересная информация, лаконичная формулировка, логический путь к ответу, однозначность ответа, чёткий источник информации. Как работать над вопросом.

Практика: отработка умений и навыков работы с литературой (отбирать вопросы и задания для интеллектуальных игр, конкурсов, викторин в соответствии с темой и возрастом участников;  систематизировать материал к конкретной игре, викторине).

11.  Итоговое занятие. 2 часа

Итоговый игровой турнир (по правилам, созданным командой, на основе изученного материала).

Всего:110 часов

Цели программы

Цель программы - создание условий для интеллектуального развития и становления личности обучающихся.

Задачи программы:

Личностные:

• сформировать у обучающихся бесконфликтное поведение, навык работы в команде, умение слушать партнёра, доказывать свою точку зрения;

• развить у обучающихся внимательность, настойчивость, чувство любознательности, целеустремленность, умение преодолевать трудности;

• воспитать чувство ответственности – не только личной, но и групповой (ответственность капитана за выбор версии и результат команды).

 Метапредметные:

• понимать определение «Интеллект» и «Интеллектуальные игры»;

• понимать и принимать поставленную задачу (заданный вопрос), сформулированную педагогом, отделять лишнюю информацию;

• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с заданием (вопросом);

• делать предварительный отбор источников информации; ориентироваться в дополнительной литературе;

• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать данные, делать выводы в результате совместной работы группы (команды);

• осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

 Образовательные (получение предметных результатов):

• помочь обучающимся глубже усвоить пройденный материал.

Результат программы

Ожидаемые результаты:

В результате обучения обучающиеся должны 

знать:

-    основные понятия «Интеллект» и «Интеллектуальные игры»;

-    основные этапы развития интеллектуального движения;

-    классификацию игр, особенности их организации и проведения;

-    правила и особенности интеллектуальных игр;

-    принципы и приёмы командной игры;

-    основные принципы составления вопросов.

уметь:

-    ориентироваться в тематике вопросов по основным областям знаний по возрасту;

-    решать логические задания и вопросы;

-    использовать навыки командной работы в соответствии с ролевым участием, совмещать две или несколько игровых ролей;

-    пользоваться разнообразными источниками информации;

-    составлять простые вопросы к играм.

 

Личностные результаты:

- наличие представлений об истории интеллектуальных игр;

- владение правилами, принципами традиционных и нетрадиционных интеллектуальных игр;

- развитие нестандартного, логического мышления;

- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом.

Метапредметные результаты:

- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- владение основными универсальными умениями информационного характера: структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- владение навыками коммуникации и социального взаимодействия.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение.

Занятия по программе проводятся в специально оборудованном кабинете:

-удобная мебель и её правильная расстановка;

-воздушно-тепловой режим (поддерживается оптимальная температура 19-21 градусов и относительная влажность 50-60%, используется естественная вентиляция при проветривании кабинета);

- хорошая освещённость, используются жалюзи на окнах;

-чистота кабинета (проводится ежедневная влажная уборка);

-эстетика кабинета (использована краска, не дающую бликов, спокойные цвета для окраски мебели, стен и потолка, на полу постелен линолеум светлого оттенка);

-грамотное оформление кабинета (имеются в наличии инструкции по технике безопасности и правилам поведения, а также рекомендации по соблюдению правильной осанки, комплексы упражнений для снятия напряжения).

 Кабинет оснащён компьютером, проектором, интерактивной доской, принтером, сканером. Имеются разнообразные игровые пособия.