Программа «Школа вожатого»

Общеразвивающая программа ««Школа вожатого»» разработана для подростков и старших школьников 14 – 18 лет.Программа относится к социально-педагогической направленности, так как ориентирована на создание сплоченной инициативной команды вожатых и предусматривает обучение подростков и старшеклассников основам деятельности в детских пришкольных лагерях, разновозрастных отрядах по месту жительства, что даёт обучающимся возможность реализовать полученный на практических занятиях опыт и личный потенциал, развить и закрепить полученные знания, умения и навыки, работая с детьми разного возраста в условиях временного детского коллектива.

В значительной мере  развитие и оздоровление детей зависит от знаний, умений и подготовленности к работе вожатых, которые организуют жизнедеятельность ребёнка в каникулярное время в пришкольных лагерях и разновозрастных отрядах по месту жительства и  которые  способны грамотно построить работу с временным детским  коллективом. К сожалению, массовая практика даёт немало примеров, свидетельствующих о низком уровне организации летнего отдыха детей и подростков, что снижает эффективность системы отдыха и оздоровления. Поэтому проблема  недостаточного количества  вожатых и низкого уровня их подготовленности  к активному творческому труду, поиску новых форм работы во временных детских коллективах летних оздоровительных лагерей, стала сегодня весьма  актуальной. Этим определяется и актуальность образовательной программы «Школа вожатого», способствующей решению данной проблемы.

Педагоги

Колтышева Татьяна Васильевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной  категории.

Программу реализует Петрова Инна Анатольевна педагог дополнительного образования на базе

МБОУ  Первомихайловской СОШ Татарского района

 

Содержание программы

Вводное занятие, 2 часа

Нормативно-правовой блок, 16 часов

Психолого-педагогический блок, 18 часов

Методический блок, 86 часов

Практический (игровой) блок, 20 часов

Итоговое занятие, 2 часа

Цели программы

Целью  программы является знакомство подростков и старших школьников с профессией отрядного вожатого через включение их в систему социальных отношений, активную деятельность, формирование социально-значимых качеств личности будущего вожатого. 

Задачи:

Обучающие:

- овладение содержанием, различными формами и  методами вожатской работы с детьми в летний период;

- приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским коллективом в условиях лагеря, РВО;

- формирование интереса к коллективно – творческой и социально – значимой деятельности;

- обучение подростков планированию своей деятельности, разработке собственных проектов;

-  развитие социальных, коммуникативных и организаторских  навыков;

- развитие стремления работать с коллективом и для коллектива.

- создание из подростков и старшеклассников отряда вожатых, активных и грамотных     помощников для работы с детьми в школьном лагере дневного   пребывания или разновозрастных отрядах по месту жительства.

Развивающие:

- развитие организаторских, коммуникативных и лидерских способностей и применение их в общественно полезной деятельности;

- развитие опыта согласованного эффективного взаимодействия, построения отношений и связей со сверстниками и окружением;

- овладение приёмами саморазвития и саморегуляции, которое предполагает самопознание, самостановление, самовоспитание, самообразование;

- развитиеу обучающихся интереса к коллективно – творческой и социально – значимой деятельности;

- развивать и поддерживать подростковую инициативу и лидерские качества личности воспитанников.

Воспитательные:

- воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, организованность;

- воспитывать  навыки  сотрудничества,  умение  организовать  партнерские отношения, умение работать в команде;

- воспитывать  целеустремленность, ответственность  за  конечный результатсобственной и командной деятельности;

- мотивировать  к социально-значимой и коллективно-творческой деятельности;

- формировать социально активную позицию обучающихся в процессе непосредственного участия в социально – значимой деятельности.

- повышать культуру межличностных отношений.

Результат программы

Предметные результаты:

В ходе реализации программы «Школа вожатого» обучающиеся получат знания:

·         нормативно-правовые основы работы вожатого;

·         педагогика временного детского коллектива;

·         охрана жизни и здоровья детей;

·         возрастные психологические и физиологические особенности детей и подростков;

·         логика развития смены, методика организации игр, КТД, массовых мероприятий;

·         особенности организации самоуправления в лагере

овладеют умениями:

·         конструктивными (разработка творческих воспитательных дел, игр и т.д.);

·         организаторскими (организация жизнедеятельности и самоуправления в отряде, работы группы, собственной педагогической деятельности);

·         коммуникативными (наличие способов конструктивного взаимодействия с группами детей разного возраста)

приобретут навыки:

·         диагностические (диагностика индивидуальных особенностей личности, уровня развития коллектива и т.д.);

·         проективные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности).

Будут владеть:

-  практическими  умениями  по  организации  детского движения, методике коллективной творческой деятельности, технологии  социального  и  творческого проектирования.

- навыками командообразования;

- умениями и навыками контроля в команде и самоконтроля;

- навыками публичного выступления;

- умением самостоятельно организовывать и проводить социально значимые мероприятия в рамках сетевого командного взаимодействия;

- умением распределять роли внутри коллектива, команды, отдавать распоряжения и добиваться их выполнения;

- навыками социального проектирования, разработки и реализации социально – значимых проектов.

Личностные результаты:

- сформированная адекватная позитивная самооценка и Я – концепция;

- научатся планировать свою деятельность, выстраивать взаимоотношения в коллективе;

- сформируют начальные навыки организаторской деятельности;

- получат возможность включиться в реальный вид деятельности;

- сформируют интерес к определенной профессии. 

 Метапредметные результаты:

- установят рабочие отношения в команде;

- смогут интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивные взаимоотношения.

- научатся брать на себя инициативу в организации совместной деятельности;

- приобретут знания проектной деятельности, научатся применять знания на практике (планировать проект, определять цель и задачи проекта, строить проект, анализировать его результаты и затраты).

   В процессе реализации программы обучающиеся:

1.      Приобретут социально-значимый опыт, повысят уровень развития интеллектуально-эмоциональной сферы;

2.      Повысят свою социальную активность;

3.      Расширят сферу деятельности и освоят новые  виды;

4.      Разовьют свои организаторские способности, творческий потенциал и лидерские качества.

Будут уметь:

- выстраивать конструктивное взаимодействие;

- организовать деятельность временного коллектива в рамках обучающих мероприятий;

- формулировать и аргументировано отстаивать собственное мнение;

- планировать свою деятельность;

-на основе самостоятельных исследований делать вывод об актуальных социально-значимых проблемах местного сообщества;

- самостоятельно разрабатывать, организовывать проекты, мероприятия, сборы, направленные на популяризацию РДШ в районе.

- находить пути привлечения внимания к важным социальным проблемам;

- при необходимости выстраивать эффективные трудовые отношения;

- грамотно применять понятийный аппарат.

Материально-техническая база

Характеристика помещения для занятий по программе: Занятия с учащимися организуются на базе МБОУ Первомихайловской СОШ по адресу: Новосибирская область, Татарский район, д. Первомихайловка, улица Гагарина, д 1. Групповые аудиторные занятия проводятся в учебном кабинете № 20 МБОУ Первомихайловской СОШ общей площадью 47,3 квадратных метров. Организация и проведение массовых обучающих мероприятий проходит в спортивном зале площадью 155,6 квадратных метров.

 

Материально - техническое обеспечение программы: Для проведения занятий имеется: флипчарт, ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийный экран, цветной принтер, музыкальное оборудование (музыкальный центр), фотоаппарат, необходимые расходные материалы.