Программа «Художественное слово"

Как и в любом виде искусства, в работе над художественным словом существуют свои технические приемы. В программу включены разделы "Техника речи", "Литературное произношение и ударение", "Интонация и её компоненты". Большое место в программе отводится обучению анализа поэтического текста, именно с него начинается обучение сначала выразительному чтению, а затем художественному.

 

Все усилия направлены на то, чтобы слова, мысли, рожденные вслух, были острыми, яркими, естественными, разнообразными. Правильное произношение, хорошая дикция, развитые дыхание, голос нужны чтецу для того, чтобы уметь «действовать словом» - убеждать, волновать, заставлять слушающих сопереживать говорящему.

Педагоги

Гайдушняк Марина Васильевна - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

 Педагогический стаж: 20 лет.

Последние курсы ПК: Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования в развитии способностей и социализации учащихся, 108ч, 2019г.

Содержание программы

1.    Введение. Искусство речи. Речевая культура. Ее важность для духовной жизни человека и нравственного состояния общества. Богатство и выразительность русского языка -  1 ч.

2.    Речевой аппарат и значение его тренировки в работе учащихся по сценической речи. Тренировка нижней челюсти. Тренировка губных мышц. Тренировка мышц языка - 20 ч.

3.    Дикция - 20 ч.

·       Звуки речи: гласные и согласные.

·       Положение речевого аппарата при образовании гласных звуков.

·       Положение речевого аппарата при образовании согласных звуков.

·       Работа над дикцией.

·       Практическая работа над дикцией. Произнесение гласных звуков, произнесение согласных звуков, произнесение звуковых сочетаний, проговаривание скороговорок

4.  Нормы литературного произношения - 20 ч. 

·       Правила литературного произношения.

·       Работа над произношением. Правильное ударение.

5.   Воспитание профессиональных качеств голоса чтеца - 20 ч.

·       Голос. Его характеристики.

·       Звучность.

·       Темп.

·       Высота.

·       Тембр.

·       Работа над голосом. Былины. Гекзаметр.

6. Логика речи - 20 ч.

6.1. Логическая пауза и логическое ударение.

6.2. Логическое чтение сложных периодов.

6.3. Логическая перспектива связного текста.

6.4. Упражнения по логике речи.

6.5. Работа над текстами.

6.6. Работа над словом. Художественное слово как средство совершенствования техники сценической речи: выразительность сценической речи, речевая характеристика образа, действенность сценической речи, работа над прямой речью в рассказе, рассказ от первого лица.

7. Особенности стихотворной речи. Работа над стихами - 25 ч.

7.1. Особенности стихотворной формы.

7. 2. Практическая работа над стихами:

·        компоненты стихотворной речи

·        анализ идейно-эмоционального содержания стихотворения

·        рифма и звуковая организация речи в стихе

·        логика мысли стихотворного текста

·        стиховые паузы, логическое членение фразы.

8. Язык и речь. Качества хорошей речи - 8 ч.

8.1. Речь как форма существования. Речевая деятельность как порождение и воспроизведение речи. Основные виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо.

8.2. Культура речи: правильность речи, ее точность и логичность.

8.3. Чистота речи. Значение борьбы за чистоту речи.

8.4. Богатство речи. Большой активный запас слов как один из основных показателей богатства речи.

9. Сценическое движение - 20 ч.

9. 1. Физическая разминка. Упражнения для различных групп мышц.

9.2. Ролевая игра. Способность точной передачи свойств предметов окружающего мира, животных, растений.

9.3. Пантомима. Выработка точности движений. Развитие воображения.

9.4. Этюды. Совершенствование навыков сценического движения.

10. Основы конферанса - 20 ч. 

10.1. Внешний облик конферансье: внешность, манеры, поза, жесты

10.2.Голос: звучность, темп, высота, тембр

10.3. Речь: интересность, ясность, лаконизм, работа с репризой.

Цели программы

Формирование духовного мира школьников, их нравственности, эстетической восприимчивости в процессе подготовки чтеца, владеющего правильной, выразительной, эмоциональной речью.

В процессе обучения художественному чтению решаются следующие задачи:

- обеспечить сумму знаний, необходимых для овладения правильной, выразительной, эмоциональной литературной речью;

- развивать навыки правильного дыхания, произношения, хорошей дикции, гибкость голоса, навыки общения и умение преодолевать робость и стеснение на сцене;

- формировать у учащихся ценностную ориентацию, эстетический вкус, воспитывать  сценическую культуру и общую культуру поведения, чувство коллективизма, ответственности, единства команды;

 

В результате обучения у школьников формируются:

- знания как система понятий об основных принципах художественного чтения, о роли правильной, четкой речи в жизни человека;

- умения правильно дышать, произносить звуки речи, владеть голосом, а также общаться со сверстниками, преодолевать робость и стеснение на сцене;

- основы ценностной ориентации, эстетического вкуса, культуры поведения, а также чувство коллективизма, ответственности за команду, школу.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

- основные технические приемы в работе над словом;

- технику постановки звука и способы постановки голоса;

- специфику общения в творческом коллективе;

- основы конферанса.

 

 В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

- правильно дышать, произносить звуки речи, слова;

- различать и выражать на сцене разнообразные эмоциональные состояния;

- работать в группе.

 

В результате реализации программы у обучающихся будут воспитаны следующие качества:

- культура поведения на сцене и в зрительном зале;

- ответственность перед собой и коллективом;

- потребность сотрудничества со сверстниками;

- уверенность в себе, ответственность за коллективное творчество.

 

Особые условия проведения

При формировании групп учитываются творческие способности обучающихся.

Материально-техническая база

Учебное помещение:

- актовый зал со сценой;

- учебный кабинет, соответствующий требованиям СанПин;


Материально-техническое обеспечение:

- столы и стулья для педагога и обучающихся;

- шкаф для хранения дидактических пособий и учебных материалов;

- компьютер. 


Информационное обеспечение:

- учебно-методические пособия: 

              Сценическая речь: Учебное пособие для средних театральных и культурно-просветительских учебных заведений                и институтов культуры / Под ред. И.П.Козляниновой и И.Ю.Промптовой – М.: ГИТИС, 2002.

              Вербовая Н. П., Головина О. М., Урнова В. В. Искусство речи: Учебное пособие для театральных вузов/Сост. О.Н.                Бойцова. – М.: Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2013.

              Лисецкий В.В. Актёрский тренинг: .история,,практика, .дифферен-цированный подход при проведении. – М.:                      Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2013.

- дидактические материалы.