Программа «Азбука природы»

Актуальность программы: 

Программа «Азбука природы» - одна из немногих программ в Верх-Каргатской средней школе, посвященная интеллектуальному развитию. Поэтому она может стать центром притяжения обучающихся с интересами в области экологии.

 

В последние годы в образовательном пространстве особый приоритет получили интеллектуальные игры. Игровая технология позволяет в значительной мере усилить воспитательный процесс. Игра создаёт прекрасную возможность для активного межличностного взаимодействия, так как играть – значит вступать во взаимодействие с партнёрами или группами партнёров.

 

Новизна программы:

Программа представлена тремя блоками:

  • гуманитарный (литература + русский язык);
  • математический;
  • биологический (природоведение + география).

 

 

Преимущество обучения по программе:

Серьёзная работа принимает форму игры, что привлекает и заинтересовывает школьников. Изучение теории поможет обучающимся при сдаче ВПР.

 

 

Отличительными особенностями данной программы являются:

1. определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы;

2. в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Педагоги

Иванова Нина Алексеевна, педагог дополнительного образования.


Педагогический стаж: 30 лет.

  

Индивидуальные профессиональные достижения педагога:

- Благодарность МКОУ Верх-Каргатской средней школы.

 

 

Сведения о повышении квалификации:

- по программе: «Математическое образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО», НИПКиПРО, 72 часа, 2020 г.


- по программе:  «Профилактика коронавируса, гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций в общеобразовательных организациях», ООО «Центр инновационного образования и воспитания», 16 часов, 2020 г.


- по программе: «Организация деятельности педагогических работников по классному руководству». ООО «Центр инновационного образования и воспитания», 17 часов, 2020 г.

 

 

Подготовленные электронные учебные материалы :

Презентации по темам занятий:

- «Звуки и буквы. Транскрипция. Звуковой анализ слов. Игра «Поле чудес»;

- «Числовые лабиринты. Игра «Что? Где? Когда?»;

- «Природа и человек. Игра « Букварь природы».

  

 

Достижения обучающихся:

- объединение «Азбука природы» впервые начинает работу в 2020 году.

 

Расписание

Вторник: 15:00-15:45

Четверг: 15:00-15:45

 

Количественный состав группы составляет 16 обучающихся.

 

Содержание программы

Блок1. Гуманитарный (русский язык + литература) (24 часа).

Тема 1. Вводное занятие. Звуки и буквы. Транскрипция. Звуковой анализ слов. Игра «Поле чудес» - 4 часа.

Тема 2. Словообразовательный анализ. Игра «Найди пару» - 2 часа.

Тема 3. «Спрятавшиеся» слова. Игра «Блиц вопрос»  2 часа.

Тема 4. Фразеологизмы. Фразеологические термины. Игра «Перевёртыши» - 2 часа.

Тема 5. Многозначность фразеологизмов. Составление крылатых выражений из отдельных слов. Работа с пословицами. Фразеологизмы-синонимы. Замена выражений синонимами. Интеллектуальный марафон - 2 часа.

Тема 6. Однозначные и многозначные слова. Игра «Кто больше?». Подготовка к конкурсу «Зимние интеллектуальные игры» - 2 часа.

Тема 7. Учимся делать логические выводы. Игра «Веришь – не веришь» -3 часа.

Тема 8. Анаграммы. Шарады. Мета граммы. Семейная игра «Кто хочет стать миллионером» - 2 часа.

Тема 9. Ребусы. Занимательные головоломки. Подготовка к конкурсу «Енот» - 3 часа.

Тема 10. Вопросы-шутки. Игра «Ума палата» - 2 часа.

 

Блок 2. Математический (20 часов.)

Тема 1. Числовые лабиринты. Игра «Что? Где? Когда?» - 3 часа.

Тема 2. Занимательные задачи со сказочным сюжетом. Игра «Причуды математики» -2 часа.

Тема 3. Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. Познавательная игра «Интеллектуальный дилижанс» - 3 часа.

Тема 4.  Задачи на нахождение закономерностей. Олимпиада по математике -3 часа.

Тема 5. Игры со спичками - 4 часа.

Тема 6. Числовые головоломки. Математические ребусы, кроссворды - 5 часов.

 

Блок 3. Биологический (природоведение + география) (20 часов).

Тема 1. Природа и человек. Игра «Букварь природы» - 4 часа.

Тема 2. Растительный мир. Игра «Алфавит» - 5 часов.

Тема 3. Животный мир. Лабиринт «В мире животных». Подготовка к конкурсу «Золотое руно» - 5 часов.

Тема 4. Экологические связи в природе. Игра «Ботанический поезд» - 5 часов.

Тема 5. Заключительное занятие. Общественный смотр знаний - 1 час.  

 

Итого: 64 часа.

Цели программы

Цель: создать условия для развития познавательных способностей обучающихся на основе системы интеллектуальных игр.

 


Задачи:

 

Образовательные:

- обучение восприятия теоретических сведений;

- обучение детей основным приёмам мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умению выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

- обучение языковой культуре и формированию речевых умений: чётко и ясно излагать свои мысли, строить умозаключения, доказывать свою точку зрения;

- обучение умению общаться и  взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность группы;

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

 

Воспитательные:

- воспитать ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству;

- воспитать ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа;

- воспитать ценность труда и творчества - как естественного условия человеческой деятельности и жизни;

- воспитать ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию;

- воспитать ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

 

Развивающие:

- развитие пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации;

- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся.

 

 

Результат программы

В результате освоения содержания Программы обучающиеся должны знать:

- способы решения задач разной сложности: вопросы, загадки, ребусы, кроссворды.

 


В результате освоения содержания Программы обучающие будут уметь:

- применять полученные знания в процессе изучаемых школьных дисциплин и в практической деятельности;

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

 

 

Личностные результаты:

Обучающиеся научатся:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества при поддержке других участников группы и педагога делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

 

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД.

Обучающиеся научатся:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

- проговаривать последовательность действий;

- высказывать своё предположение (версию);

- работать по предложенному педагогом плану;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

 

Познавательные УУД.

Обучающиеся научатся:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу.

 

Коммуникативные УУД.

Обучающиеся научатся:

- выражать свои мысли;

- объяснять своё несогласие и пытаться договориться;

- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

 

 

Предметные результаты:

- воспринимать и осмысливать полученную информацию;

- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументированно доказывать свою точку зрения;

- владеть своим вниманием;

- сознательно управлять своей памятью, владеть рациональными приёмами запоминания;

- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;

- самостоятельно мыслить и творчески работать.

Особые условия проведения

Программа «Азбука природы» ориентирована на обучающихся 8-15 лет, имеющих интерес в области  интеллектуально-развивающего направления.

 
Для обучающихся по программе нет ограничений по состоянию здоровья.

 

Набор в группу осуществляется по желанию ребенка на основании заявления родителей.

 

Не предполагает конкурсного отбора.

 

Реализация учебного плана может быть подстроена под индивидуальные особенности обучающихся

Материально-техническая база

Учебное помещение: кабинет на базе МКОУ Верх-Каргатская СШ, соответствующий требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14. Кабинет оборудован столами и стульями в соответствии с государственными стандартами.

 

При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности. Кабинет укомплектован медицинской аптечкой для оказания доврачебной помощи.

 

 

Техническое обеспечение:

- компьютер с подключением к сети Интернет;

- проектор для демонстрации презентаций и видео-роликов;

- книги с текстами по программе (на бумажных или электронных носителях).

 


Используются следующие технологии:

- технология индивидуализации обучения. При возникновении затруднений при выполнении анализа заданий, а также в случае необходимости повышения сложности заданий осуществляется переход на метод индивидуализации обучения.

- игровая технология. Позволяет в значительной мере усилить воспитательный процесс.

- технология развивающего обучения. При таком подходе ребенок осуществляет развитие индивидуальности.

- технология проблемного обучения. Даёт возможность увидеть проблему с разных сторон.

- технология проектной деятельности применяется как в работе с теоретическим материалом (создание группового проекта и его защита).

- коммуникативная технология обучения проявляется в  создании ситуации комфортного и безопасного личностно-значимого общения и взаимодействия, в основе которой происходят все процессы обучения, понимания, усвоения.

- здоровьесберегающая технологии: медико-профилактические, социально-психологического благополучия, воспитание культуры здоровья.

- технология личностно-ориентированного. В ходе обучения по данной программе предполагается развитие устойчивой мотивации к творческой деятельности, умение привлекать изученный материал и использовать различные источники информации для решения учебных проблем, анализировать, систематизировать, критически оценивать и интерпретировать информацию.

- технология коллективного взаимообучения применяется  в рамках данной программы и обеспечивает развитие ряда речевых навыков, обучает публичным выступлениям, способствует удовлетворению коммуникативных потребностей подростков. Общение в паре (форма обучения – парная, где один учит другого); групповое общение (форма обучения – групповая, где один одновременно учит многих).

 


Учебно-наглядные пособия:

- фотографии (явления природы, животные, растения);
- раздаточный материал (карточки для игр «Что? Где? Когда?», «Найди пару» и другие);
- видеозаписи («Животный мир», «Экологические связи в природе»);
- мультимедийные материалы (презентации по темам занятий).

Стоимость

Программа реализуется на бесплатной основе.