Программа «Сила слова» лицей

Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого обучающегося в настоящее время в жизни школы, дополнительного образования, в будущем в производственной и общественной жизни. Необходимо привлекать обучающегося к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как русский язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех других наук.

Именно для подростков открываются большие возможности для многостороннего развития их способностей, поскольку именно ораторское искусство даёт возможность обучающимся познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями эффективной коммуникации в современном мире; осознание важности владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Учитывая синкретичный характер искусства художественного слова, данная программа предусматривает не только освоение обучающимися основ ораторского искусства, но и актёрского мастерства, и является эффективным способом общего и эстетического развития детей.

Реализация данной программы в образовательном процессе выстраивается с учётом возрастных психофизических особенностей обучающихся.

В возрасте 11–14 лет у подростков более активно и целенаправленно развиваются память, внимание, мышление, восприятие, воображение. Занятия ораторским искусством активно помогают данным процессам. В этот период у детей отчетливо проявляется самокритичность, которая помогает им более строго и объективно контролировать свое поведение.

Занятия с данным возрастом целиком построено на творческом осмыслении заданий, подготовке к публичному выступлению. Во время ораторской декламации, формируется позитивное отношение к публичному выступлению, поднимается уровень самооценки.

Педагоги

Мищенко Наталья Евгеньевна, педагог дополнительного образования.

Содержание программы

Разделы программы:

Вводное занятие, 1 час

Человек и ораторское искусство, 2 часа

Основы ораторского мастерства, 8 часов

Основы техники речи, 10 часов

Выразительные средства ораторского языка, 11 часов

Анкетирование "Какой я оратор?", 1 час

Защита творческих отчетов, 3 часа

Цели программы

Цель: Создание условий для формирования у обучающихся начального навыка ораторского мастерства.

Задачи:

Обучающие

- формирование образовательного, информационного пространства познания ораторского искусства средствами коллективной деятельности в процессе работы объединения;

- обучение основам ораторской речи;

- формирование первоначальных знаний и умений у обучающихся в области техники ораторской речи, развитие артикуляционного аппарата;

- обучение начальным основам сценического слова;

- знакомство с навыками сценографической работы с литературным текстом;

Воспитательные

- формирование общечеловеческих моральных ценностей личности через коллективную творческую деятельность;

- воспитание в обучающихся чувства гордости за мировое литературное наследие;

- формирование нравственно-эстетических, духовно-нравственных ценностей, заключающих в себе любовь к мировой литературе.

Развивающие

- развитие потребности и мотивации обучающихся к саморазвитию и самообразованию в области искусства художественного слова;

- формирование познавательной потребности в освоении материала, стимулирование стремления обучающихся знать как можно больше о природе художественного слова;

- создание условий для саморазвития, самоутверждения, самосозидания каждого обучающегося через организацию разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности.

 

Результат программы

Предметные результаты

Знать:

- основы ораторской речи;

- особенности сценического слова;

- историю становления художественного чтения в России;

- виды сценического внимания;

- допустимые и недопустимые слова и междометия в речи оратора;

- нейтральную, разговорную, книжную лексику.

Уметь:

- правильно вести себя на сцене;

- держать актерскую паузу;

- владеть первоначальными навыками ораторской импровизации;

- видеть и понимать авторский подтекст;

- владеть системой правильного дыхания при выступлении;

- владеть первоначальными навыками использования динамики и темпа речи;

- применять основы выразительности речи при сценическом выступлении.

 Метапредметные результаты

- самостоятельное определение цели своего обучения в рамках программы объединения;

- умение анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

- умение владеть основами самоконтроля и самооценки;

- умение работать индивидуально и в коллективе, самостоятельно находя способы взаимодействия с участниками объединения;

- умение использовать информационно-коммуникационные технологии для поиска материала и решения поставленных задач;

- умение творчески откликаться на события окружающей жизни.

Личностные результаты

- осознание принадлежности к русской культуре;

- способность к самоопределению с целью дальнейшего выбора профессиональной деятельности;

- способность к саморазвитию и личностному росту;

- наличие духовно-нравственного сознания в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

- уважительное отношение к другим участникам объединения и их творчеству;

- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

- сформированность гражданской позиции по отношению к Родине;

- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

 

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение: музыкальная аппаратура, ноутбук, реквизит.

Программно – методическое обеспечение программы:

- общеобразовательная общеразвивающая программа "Сила слова«;

- методические рекомендации по организации образовательного процесса в объединении: А. И. Сокова «Организация контрольных упражнений и игр на занятиях по актерскому искусству»: И. В. Аресьева "Методические рекомендации по избавлению от телесных зажимов у подростка на сцене«;

- сборники рассказов и стихов, предназначенных для декламации – Ю. Сотник, М. Зощенко, А. Чехова, Ю. Короткова, А. Кузнецовой, В. Драгунского, К. Драгунской и т.д.;

- фонограммы с тематической музыкой и записями литературных декламаций;

- видеофильмы смастер – классами известных ораторов и актеров;

- видеофильмы с любительскими и профессиональными выступлениями в разных литературных жанров.

Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:

- иллюстрации по темам: «Артикуляционная гимнастика и ее значение», «Художественные приёмы» и т.д.;

- таблицы, схемы «Виды сценического внимания», "Виды художественной лексики";

- карточки с упражнениями по теме: "Допустимые и недопустимые слова и междометия в речи актера";

- карточки с заданиями к разделу "Основы техники речи";

- вспомогательные таблицы;

- материалы для проверки освоения программы:

- карточки с заданиями для занятий-зачётов;

- карточки с творческими заданиями;

- тесты по теории.