Программа "Родничок"

Новизна программы:
программа «Родничок» является начальной ступенью обучения вокальному искусству детей младшего и среднего возраста;
применение здоровьесберегающие технологий и средств вокалотерапии;
использование практических упражнений, как по эстрадному вокалу, так и по мало изученным (в процессе обучения) приемамосуществление возможности сочетания традиционных и инновационных методов обучения, воспитания и развития детей; пения как: драйв, субтон, обертоновое пение.
постепенность и последовательность в овладении мастерством пения;
применение индивидуального подхода к учащемуся;
осуществление межпредметных связей в обучении, опора на знания и навыки, которые обучающийся получает на уроках сольфеджио, расширение музыкального кругозора учащихся на занятиях в вокальном ансамбле;осуществление диагностики качества образования, уровня ЗУН;
в ходе работы по программе проводится экспериментальное исследование психологического состояния детей, уровня удовлетворенности жизнедеятельностью в школе.


Актуальность программы. 

Разработка программы обусловлена потребностью учащихся и родителей в реализации интересов и образовательных услуг в МБОУ Мошковская СОШ №1 развития творческих способностей, самореализации в творчестве.

 

Актуальность заключается в художественном развитии обучающихся, через приобщение их к эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей. Обучение эстрадному вокалу является сегодня одной из основных форм массового приобщения подрастающего поколения к музыкальному искусству и решения одной из приоритетных проблем педагогики и психологии - развития творческих способностей детей.

Эстрадное пение в настоящее время является одной из самых интересных, эффективных, эмоциональных, захватывающих и доступных форм творческой деятельности. Эстрадное пение, благодаря многообразию стилей и жанров, является наиболее популярным видом музыкального искусства. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы певческого мастерства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского самовыражения.

Педагогическая целесообразность. Вокал, музыка, хореография, литература, актёрская игра – все эти виды творчества обладают огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка, развивают его музыкально-творческие способности: голос, слух, чувство ритма, память, речь, мышление, двигательные навыки, координацию и пространственную ориентировку.

 

Программа направлена на создание условий активизации природных творческих задатков каждого ребёнка, используя широкие возможности творческой деятельности, которые определяются задачами общего художественно-эстетического воспитания обучающихся. На протяжении всех лет обучения у учащихся развивается тембровое чувство и мышление, пополняется ресурс выразительности исполнения вокальных произведений,

Педагогом создаются условия, в которых учащийся испытывает радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта.

Педагоги

Колганов Владимир Константинович - педагог дополнительного образования.

Почётный работник культуры НСО.

Лауреат Золотой книги культуры.

Член-корреспондент Петровской академии наук и искусств.

Содержание программы

1. Презентация творческого коллектива.

Теория: Знакомство с программой творческого объединения, традициями.( 6ч. )    

Практика: Просмотр фотоальбомов, записей выступлений. ( 10 ч.) 

 

2. БОЖ.

Теория: Правила поведения на занятии. Техника безопасности при работе с инструментом. (2 ч.)

 

3. Пение - как вид музыкальной деятельности.

Теория: Объяснение целей и задач вокальной студии. ( 4 ч.)

Практика: Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. Прослушивание детских голосов. ( 16 ч.)

 

4. Понятие о сольном и ансамблевом пении. 

Теория: Пение - как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях. ( 4 ч.)

Практика: Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. (20 ч.)

 

5. Строение голосового аппарата.

Теория: Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. ( 4 ч.)

Практика: Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. ( 20 ч.)

 

6. Правила охраны детского голоса.

Теория: Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. ( 4 ч.) 

Практика: Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения. ( 16 ч.)

 

7. Вокально-певческая установка.

Теория: Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. ( 8 ч.)

Практика: Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. (12 ч.)

 

8. Эстрадный вокал– как вид искусства. 

Теория: Что такое эстрадный вокал? Элементы эстрадного вокала: народные мотивы, элементы джаза, авторская песня, элементы рок музыки. Отличия эстрадного вокала от академического вокала. ( 12 ч.)

Практика: слушание аудио- и просмотр видеозаписей. ( 24 ч.)

 

9. Анализ современного эстрадного репертуара.

Теория: Анализ современного эстрадного репертуара с целью выявления наиболее достойных образцов для использования в собственной практике и дальнейшей профессиональной деятельности, обладающих эстетической и художественной ценностью. ( 14 ч.)
Практика: слушание аудио- и просмотр видеозаписей, анализ эстрадной вокальной литературы. ( 16 ч.)

10. Технические средства эстрадного вокала.


Теория. Выбор микрофонов в зависимости от характера и условий выступления. Основные проблемы с микрофоном на сцене. ( 4 ч.)
Практика: тренировочные занятия, работа с аудио – и видеозаписями, работа с микрофоном и вокально-усилительной аппаратурой. (26 ч.)

 

11. Формирование основных вокальных навыков. Звукообразование. 

Теория: Образование голоса в гортани; атака звука. Интонирование.  ( 4 ч.)

Практика: Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. ( 6 ч.)

 

12. Певческое дыхание. 

Теория: Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный. Координация дыхания и звукообразования. ( 6 ч.)

Практика: Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. ( 8 ч.)

 

13. Дикция и артикуляция. 

Теория: Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. ( 4 ч.)

Практика: Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. ( 6 ч.)

 

14. Работа над произведениями.

Теория: работа с музыкальными словарями, анализ музыкального и поэтического текста, эмоционального содержания вокального произведения. ( 6 ч.)

Практика: тренировочные занятия, работа над вокальными произведениями. Разучивание вокальных произведений. (26 ч.)

 

15. Формирование и развитие сценических навыков. 

Теория: Правила поведения на сцене. ( 4 ч.)

Практика: Формирование и развитие музыкальных навыков: музыкальный слух; музыкальная память; чувство ритма и т. д. ( 4 ч.)

 

16. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.


Теория: Психологические особенности проявления музыкального вкуса у воспитанников младшей группы. ( 2 ч.)

Практика: Выявление уровня музыкальной культуры. ( 4ч.)

 

17. Концертно – исполнительская деятельность. Репетиции.

Практика: Отработка концертных выступлений. ( 2 ч.)

Практика: Выступление солистов и группы. ( 11 ч.)

Цели программы

Цели программы: «Создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области эстрадного вокального пения и музыкальной культуры, развития эмоциональной сферы ребенка, и социальной адаптации».

 

Обозначенная цель определяет следующие задачи:

Учебные:

сформировать важнейшие умения и навыки эстрадно-вокальной техники;
обучить навыкам самостоятельной, грамотной, осмысленной работы над своим голосом и репертуаром;
научить разбираться в музыкальном содержании и форме произведения, в идейной и эмоциональной сущности текста (его содержания, настроения, кульминации).
выявить музыкальные способности учащихся, развить их творческие возможности.

 

Развивающие:

развить творческие способности у детей: самостоятельность, импровизация, творческая инициатива;
развить вокальный слух и певческий голос, чувство ритма.
развить четкость дикции и навыки декламационной выразительности.э

 

Воспитательные:

воспитать личность, способную к творчеству, обладающую художественным вкусом;
сформировать мотивацию на здоровый образ жизни;
создать условия для развития патриотизма, воспитания уважения к истории;
приобщить к богатству общечеловеческой культуры, духовным ценностям своего народа, формирование осознанного стремления ребенка к дальнейшему духовному обогащению;
воспитать человека культуры, развить мотивации детей к познанию и творчеству.

 

Здоровьесберегающие:

формирование у обучающихся мотивационных установок и ценностной ориентации на ведение здорового образа жизни;
повышение общего уровня культуры;
укрепление психического и физического здоровья;
повышение самооценки и социальной референтности (значимости) ребенка.

Результат программы

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса вокального кружка «Родничок».

Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

 

Предметными результатами являются: - овладение практическими умениями и навыками вокального творчества; - овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

 


Метапредметными результатами являются: - овладение способами решения поискового и творческого характера; - культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности; - приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

 


Личностными результатами занятий являются:


-формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

 

Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах для тружеников села, для ветеранов войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях песни.

В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.

Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.

Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива, сольных исполнителей с концертами на школьных и районных мероприятиях.

Особые условия проведения

Принимаются дети без подготовки.

Материально-техническая база

• Просторный, хорошо проветриваемый кабинет;
• Аудиоаппаратура, микрофоны, усилитель звука;
• Ноутбук;
• USB - накопитель