Программа «Экология и я»

Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Началом формирования экологической направленности личности считается дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Психологи говорят, что первые семь лет в жизни ребёнка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70% отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве.

На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, закладываются начальные элементы экологической культуры. Именно поэтому  данная программе направлена на формирование правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Осваивая Программу «Экология и я» дети получат знания о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Узнают элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы

Педагоги

Кудрова Ольга Викторовна, воспитатель дошкольной группы

Содержание программы

 В программе выделено шесть основных тем, с которыми знакомятся дошкольники:

  1. «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»
  2. «Многообразие растений и их связь со средой обитания»
  3. «Многообразие животных и их связь со средой обитания»
  4. «Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания»
  5. «Жизнь растений и животных в сообществе»
  6. «Взаимодействие человека с природой»

 

Знакомство дошкольников с темами, которые выделены в программе осуществляется по следующим принципам:

  • Постепенное в течение учебного года и от возраста к возрасту наращивание объема материала.
  • Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей.
  • Постепенное познавательное продвижение детей.
  • Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности.
  • Подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства, с использованием сказок, сказочных персонажей, различных кукол и игрушек, всех видов игр.
  • Программа предусматривает проведение циклов наблюдений за растениями и животными в группе и на участке, ведение различных календарей, непосредственно образовательную деятельность, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей, чтение экологических книг, участие в природоохранных акциях, экологических проектах.

Реализация программы «Экология и я» осуществляется в рамках образовательной деятельности и в совместный деятельности педагога с детьми. Осуществляется в форме проведения занятий, наблюдений, игр, экспериментов, просмотр видеофильмов с детьми старшей (5-6 лет) и подготовительной к школе группы (6-7 лет). В течение года с детьми старшей группы проводится 36 занятий (1 раз неделю, 25 мин.), с детьми подготовительной к школе группы – 36 занятий (1 раз в неделю, 30 мин.)

Цели программы

Цель: формирование экологической культуры, создание условий для открытия ребёнком природы и своего места в ней, формирование гуманного отношения к природе.

Задачи программы

Личностные:

  • Воспитывать любовь ко всему живому, потребность к охране окружающей среды;
  • Воспитывать экологически грамотного человека;
  • Формировать уважительное отношение к природе родного края.

Метапредметные:

  • Развивать экологическое мышление и познавательный интерес детей к природе;
  • Формировать умение детей самостоятельно ставить проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы и искать для них решение;
  • Формировать навыки работы в коллективе и индивидуально.

Предметные:

  • Знакомить с особенностями «живой» и «неживой» природы;
  • Углублять и расширять имеющиеся у детей знания о природе и взаимодействии человека с ней;
  • Обучать простейшим приемам и методам наблюдений и исследований в природе

Результат программы

Личностные:

  • Правильно ведет себя по отношению к окружающим объектам и понимает последствия своих действий  для   окружающего мира;
  • Испытывает эстетическое удовольствие и эмоциональный подъём от «прикосновения» к природе, созерцания природных объектов и явлений;
  • Умеет ухаживать за растениями и животными в уголке природы;
  • Имеет представление о родном крае.

Метапредметные:

  • Проводит самостоятельно действия экспериментального характера для выявления скрытых свойств;
  • Получает информацию о новом объекте в процессе его самостоятельного исследования;
  • Действует с предлагаемым алгоритмом;
  • Демонстрирует познавательный интерес, выходящий за рамки своего личного опыта.

 Предметные:

  • Знает условия существования живого организма и его зависимость от среды обитания;
  • Понимает ценность природы;
  • Называет природные объекты;
  • Устанавливает причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

  1. Экологическая тропа на территории детского сада: различные породы деревьев, кустарники, огород, цветник;
  2. Игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр; 
  3. Метеоплощадка;
  4. «Экологическая комната». Оформление соответствует содержанию программы и постоянно обновляется и включает в себя: комнатные растения и картотека к ним,  коллекции  предметных картинок  животных (диких, домашних),  коллекции (семян, ракушек, камней), карты (мира, края, звездного неба), макеты «Животные Севера», «Домашние животные», «Дикие животные» и т.п.), календари природы, огород на окне, природный материал, муляжи- овощи и фрукты, экологические знаки «Как вести себя в лесу»;
  5. «Комната песка и воды»;
  6. Учебная мебель (столы ученические, стол педагога, ученическая доска, стулья, шкафы для хранения материалов);
  7. Музыкальный центр, ноутбук;
  8. Мультимедийное оборудование;
  9. Кормушки для птиц.

 

Информационное обеспечение:

  1. Демонстрационный материал (плакаты, фотографии, мультимедийные презентации);
  2. Учебно-методическая и познавательная литература;
  3. Видеоматериал (фильмы, видео-экскурсии);
  4. Настольные и дидактические игры по экологии;
  5. Электронные образовательные ресурсы для детей