Программа "Юный эколог"

Данная программа направлена на развитие потенциальных возможностей каждого ученика, сохранение и укрепление здоровья, внедрение исследовательских технологий, обеспечение доступности, эффективности и нового качества экологического образования учащихся в соответствии с ФГОС второго поколения.

Курс разработан для введения основ эколого-биологических процессов, терминов и понятий, с которыми учащиеся будут знакомиться на протяжении изучения курса «Биология» с 5 по 11 класс. Этот курс дополняет и расширяет знания по биологии, химии и экологии, включает в себя наиболее важные и интересные темы, с учетов возрастных особенностей.

Кружок  направлен на решение приоритетной задачи основного общего образования — формирование универсальных учебных действий.

 Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др.

Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

 Курс «Юный эколог» должен изучаться на доступном уровне, преимущественно в виде познавательных бесед, подкрепленных видео материалом и презентациями, учебных игр и практической деятельностью. Кроме того, он включает в себя дополнительные виды деятельности: практические задания, интеллектуальные квесты,  организация игр на развитие и концентрацию внимания, проведение опытов, концентрацию внимания, развитие воображения.

Педагоги

Яценко Алёна Игоревна - учитель химии первой категории.

Содержание программы

Первый год обучения:

  1. Введение (1ч.);
  2. Общие сведения о биосфере (4 ч.);
  3. Среды жизни и приспособления к ним живых организмов (7 ч.);
  4. Взаимоотношения живых организмов (5ч.);
  5. Естественные и искусственные экосистемы (6 ч.);
  6. Человек как часть природы (7 ч.);
  7. Экскурсия в природу (желательно в ближайший заповедник).

 

Второй год обучения:

  1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2ч);
  2. Свет в жизни растений (3ч);
  3. Тепло в жизни растений (3ч);
  4. Вода в жизни растений (3ч);
  5. Воздух в жизни растений (1ч);
  6. Почва в жизни растений (2ч);
  7. Животные и растения (2ч);
  8. Влияние растений друг на друга (1ч);
  9. Грибы и бактерии в жизни растений (2ч);
  10. Сезонные изменения растений (2 ч);
  11. Изменение растений в течение жизни (1ч);
  12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений (1ч);
  13. Жизненные формы растений (1 ч);
  14. Растительные сообщества (1ч);
  15. Охрана растительного мира (2 ч.).

 

Третий год обучения:

  1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1ч);
  2. Условия существования животных (3ч);
  3. Среды жизни (5ч);
  4. Жилища в жизни животных (1ч);
  5. Биотические экологические факторы в жизни животных (2ч);
  6. Свет в жизни животных (1ч);
  7. Вода в жизни животных (2 ч);
  8. Температура в жизни животных (1ч);
  9. Кислород в жизни животных (1ч);
  10. Сезонные изменения в жизни животных (3 ч);
  11. Численность животных (3 ч);
  12. Изменения в животном мире Земли (8 ч).

 

Четвертый год обучения

  1. Введение (1 ч);
  2. Окружающая среда и здоровье человека (8 ч);
  3. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (15 ч);
  4. Опорно-двигательная система (2 ч);
  5. Кровь и кровообращение (2ч);
  6. Дыхательная система (1ч);
  7. Пищеварительная система (3ч);
  8. Кожа (1ч);
  9. Нервная система. Высшая нервная деятельность (5 ч);
  10. Анализаторы (1ч);
  11. Репродуктивное здоровье (5 ч);
  12. Половая система. Развитие организма (5ч);
  13. Заключение (1 ч).

 

 Пятый год обучения:

  1. Введение (1 ч);
  2. Влияние экологических факторов на развитие человечества (2 ч);
  3. Воздействие человечества на биосферу (6ч);
  4. Взаимосвязи между людьми (7 ч);
  5. Договор как фактор развития человечества (3ч);
  6. Устойчивое развитие общества и природы (2ч);
  7. Человечество и информация о мире (4 ч);
  8. Познание мира и экологическое образование (4ч);
  9. Заключение (1ч).

Цели программы

Цель работы кружка по экологии: научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.

 

Задачи: 

• развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности;
• овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;
• воспитание понимания эстетической ценности природы;
• развитие любознательности и желания получать знания об окружающем мире;
• формирование положительного отношения к окружающему миру;
• нравственное развитие личности, воспитание чувств;
• научить учащихся пользоваться научной литературой;
• научить любить природу, правильно её использовать;
• раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
• воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.

Результат программы

Следуя потребностям современного общества, будущий выпускник должен обладать следующими способностями:

  • уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результат собственных действий;
  • проявлять активность в познании окружающего мира, научиться добывать знания из различных источников, анализировать информацию, делать обобщения, формулировать и аргументировать выводы, умело применять полученные знания на практике в различных ситуациях;
  • обладать навыками общения, быть контактным в различных социальных группах, уметь отстаивать собственное мнение и быть терпимым к мнению других, уметь работать сообща в различных областях, предотвращая конфликтные ситуации, выполнять различные социальные роли;
  • самостоятельно трудиться над развитием интеллектуального, физического, культурного уровня.

 

В соответствии с вышесказанным современный выпускник должен реализовать себя как личность, стремиться к поддержке других людей, постоянно приобретать новые знания, реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира, обладать качествами социально-информированного гражданина, защитника окружающей среды.

Особые условия проведения

Никакие особые условия при приёме в кружок не ставятся. Принцип организации работы кружка - добровольность. Кружок могут посещать дети с ОВЗ.

Материально-техническая база

Кружок проходит в кабинете химии. Компьютер, планшет, проектор.