Программа «Тогучинский гамбит»

  • (1)

Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы.

В процессе занятий шахматами учащиеся получат целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни, Занятия шахматами развивает мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения учащиеся - шахматисты овладевают важнейшими логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением и обобщением выводов. У них формируются навыки работы с книгой, со справочной литературой, интернет ресурсами; самостоятельный, исследовательский процесс в работе над шахматными комбинациями.

Педагоги

Шаламова Нина Васильевна, педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории

Содержание программы

Содержание программы первого года обучения

1. Вводное занятие. Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. 2ч.

2. История организация шахматных соревнований. 4ч.

3. Первоначальные понятия. 10ч.

4. Правила игры. 12ч.

5. Тактика  игры. 20ч.

6. Стратегия игры 20ч.

7. Эндшпиль. Простейшие окончания. 22ч.

8. Дебют. 22ч.

9. Конкурсы решений задач, этюдов. 10ч.

10. Сеансы одновременной игры. 8ч.

11. Повторение. 8ч.

12. Итоговое занятие (годовая промежуточная аттестация). 2ч.

 

Содержание программы второго года обучения

1. Вводное занятие. 2ч.

2. История развития шахмат. 4ч.

3. Шахматный кодекс. 12ч.

4. Шахматный словарь. 10ч.

5. Тактика игры. 20ч.

6. Стратегия игры. 20ч.

7. Эндшпиль. 22ч.

8. Дебют. 22ч.

9. Решение задач, этюдов. 10ч.

10. Сеанс одновременной игры. 12ч. 

11. Повторение. 8ч.

12. Итоговое занятие (годовая промежуточная аттестация). 2ч.

 

Содержание программы третьего года обучения

1. Вводное занятие. 2ч. 

2. История развития шахмат. 6ч.

3. Шахматный кодекс. Шашечный кодекс. 10ч.

4. Тактика игры. 10ч.  

5. Стратегия игры. 12ч.

6. Эндшпиль. 6ч.

7. Дебют. 10ч.

8. Судейство и организация соревнований. 6ч.

9. Анализ сыгранных партий и типовых позиций. 10ч.

10. Сеансы одновременной игры. 12ч.

11. Решение задач, этюдов. 24ч.

12. Тренировочные игры. 22ч.

13. Повторение. 12ч.

14. Итоговое занятие (годовая промежуточная аттестация). 2ч.

Цели программы

Цель - развитие личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.

 

Задачи

Образовательные (получение предметных результатов):

1. Познакомить с историей развития шахмат;

2. Изучить элементарные понятия шахматной игры;

3. Обучить приёмам тактики и стратегии шахматной игры;

4. Научить играть шахматную партию с записью;

5. Обучить решать комбинации на разные темы;

6. Обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;

7. Научить учащихся видеть в позиции разные варианты.

 

Развивающие (получение метапредметных результатов: формирование универсальных учебных действий- регулятивные, познавательные, коммуникативные):

1. Развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;

2. Развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

3. Развивать способность анализировать и делать выводы;

4. Способствовать развитию творческой активности;

5. Развивать волевые качества личности.

 

Воспитательные (получение личностных результатов):

1. Воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;

2. Сформировать правильное поведение во время игры;

3. Воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи; целеустремлённость и трудолюбия.

Результат программы

Ожидаемые результаты освоения программы

1-ый год обучения

Освоив образовательную программу 1-го года обучения, учащиеся будут знать (предметные результаты):

1. Историю возникновения игры, правила игры;

2. Ценность фигур;

3. Имеет представление о принципах игры  в дебюте;

4. Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья; нотация;

5. Названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.

 

 Учащиеся будут уметь:

1. Применять термины;

2. Ориентироваться на шахматной доске;

3. Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

4. Правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;

5. Различать горизонталь, вертикаль и диагональ;

6. Рокировать;

7. Объявлять шах, мат;

8. Решать элементарные задачи на мат в один ход.

 

Метапредметные результаты

1. Умеет самостоятельно создавать  алгоритм деятельности при решении шахматных задач;

2. Умеет строить речевое высказывание с использованием соответствующих шахматных терминов.

 

Личностные результаты освоения программы:

1. Умение анализировать, прогнозировать игру;

2. Формирование уважительного отношения к мнению других игроков;

3. Развитие навыков сотрудничества с педагогом  и сверстниками;

4. Личная ответственность за свои поступки;

 

Ожидаемые результаты освоения образовательной программы

2-й год обучения

Освоив образовательную программу 2-го года обучения, учащиеся будут знать (предметные результаты):

1. Историю возникновения игры, правила игры;

2. Имена выдающихся гроссмейстеров;

3. Первоначальные понятия- нотация, запись партий, рокировка, мат, пат, ничья, шах;

4. Ценность фигур;

5. Имеет представление о принципах игры  в дебюте;

6. Тактику игры;

7. Принципы разыгрывания середины партии.

Учащиеся будут уметь:

1. Применять термины;

2. Применять в игре простейшие тактические приемы- двойной удар, связка, прорыв, эндшпиль, простейшие окончания;

3. Оценивать материальное преимущество противника;

4. Разыгрывать позиции с середины партии;

5. Применять последовательность приёмов построения матов лёгкими фигурами;

6. Проводить мат в 2 ходя без передвижения фигур.

 

Метапредметные результаты

1. Умеет самостоятельно создавать  алгоритм деятельности при решении шахматных задач;

2. Умеет строить речевое высказывание с использованием соответствующих шахматных терминов.

Личностные результаты освоения программы:

1. Умение анализировать, прогнозировать игру;

2. Формирование уважительного отношения к мнению других игроков;

3. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

4. Личная ответственность за свои поступки.

 

Ожидаемые результаты освоения образовательной программы

3-й год обучения

Освоив образовательную программу 3-го года обучения учащиеся будут знать:

1. Термины, изученные в  программе:  дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция;
2. Ценность фигур;
3. Принципы игры  в дебюте;
4. Тактику и стратегию  игры.
 

 Учащиеся будут уметь:

1. Применять термины;

2. Применять в игре тактические приемы;

3. Оценивать материальное преимущество противника;

4. Разыгрывать позиции с середины партии;

5. Применять последовательность приёмов построения матов лёгкими фигурам;

6. Оценивать позиционное преимущество в малофигурных окончаниях;

7. Проводить игру в эндшпиле.

 

 Метапредметные результаты:

1. Умеет самостоятельно создавать  алгоритм деятельности при решении шахматных задач;

2. Умеет строить речевое высказывание с использованием соответствующих шахматных терминов;

3. Сформированы  навыки концентрации внимания.

 

Личностные результаты освоения программы:

1. Умение анализировать, прогнозировать игру;

2. Формирование уважительного отношения к мнению других игроков;

3. Развитие навыков сотрудничества с педагогом  и сверстниками.

Особые условия проведения

1. Информационное обеспечение – просмотр видео уроков, презентаций по темам, фото чемпионов, интернет источники.

Материалы и инструменты:
1. Изучение нового материала:
- Демонстрационная доска, школьная доска, шахматные комплекты, шашечные комплекты, интернет уроки, презентации по темам.
2. Практическая игра:
- Шахматные комплекты, шахматные часы.
3. Устное решение и запись шахматных задач:
- Раздаточный дидактический материал (учебники с задачами, учебники-тесты, тетради, ручки).
4. Соревнования по шахматам:
- Шахматные комплекты, шахматные часы.
5. Соревнование по шашкам:
- Шашечные комплекты, шахматные часы.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

1. Кабинет площадью 15 м².

Для занятий необходимо (минимально) иметь:

1. по одному комплекту шахмат и шашек на каждого ребёнка;

2. одну демонстрационную доску;

3. специальную литературу по шахматам и шашкам;

4. подборку заданий,  тестов по разделам и темам;

5. шахматные часы;

6. школьную доску для записей;

7. шахматные задачи;

8. контрольные задания;

9. компьютер с интернетом;

10. информационное обеспечение: презентации по темам, видео уроки, мультфильмы, художественные фильмы и тд;

11. принтер для распечатки индивидуальных тестов, заданий.