ПРОГРАММА «Шахматы»

Данная программа создает максимально благоприятные условия для раскрытия и развития духовных интеллектуальных способностей ребенка, его самоопределения.

Шахматы – спортивная игра, которая является наиболее комплексным средством интеллектуального развития ребенка.

В настоящее время весь мир вступил в эпоху информационных технологий, важное значение приобретает способность быстро, разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать ее и делать логические выводы. Большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия по шахматам способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

Адресат программы. Программа «Шахматы» адресована учащимся в возрасте 5-7 лет общеобразовательной школы, занимающихся в системе дополнительного образования.

Объем и сроки освоения программы

Объем программы – 72 часа.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Уровень программы – стартовый.

Педагоги

Тренер-преподаватель Долгов Алексей Семенович

Содержание программы

  1. Вводное занятие. Комплектование группы. Инструктаж по ТБ. Знакомство с программой-2
  2. Развитие шахмат в России и в мире-1
  3. Шахматная доска и фигуры. Расстановка фигур. Правила шахмат-6
  4. Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие ладьей-6
  5. Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие слоном-6
  6. Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие ферзем. Ферзь против ладьи и слон-8
  7. Конь. Место коня в начальном положении. Ход конем. Взятие конем. Конь против ферзя, ладьи, слона-8
  8. Пешка. Место пешки в начальном положении. Взятие пешкой. Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня-8
  9. Король. Место короля в начальном положении. Ход короля. Король против других фигур-8
  10. Шах. Открытый, двойной-8
  11. Мат. Мат в один ход. Мат ладьей, ферзем, слоном, пешкой-10
  12. Итоговое занятие-1

 Итого: 72
 

Цели программы

Цель программы – воспитание всесторонней развитой личности путем приобщения детей к шахматной культуре; развитие творческих способностей, навыков логического и абстрактного мышления, навыков принятия решения в различных ситуациях.

Результат программы

Планируемые результаты освоения программы

Предметные

-            учащиеся познакомятся с историей возникновения и развития шахмат в России;

-            учащиеся познакомятся с правилами игры в шахматы;

-            учащиеся овладеют различными тактическими приемами («вилка», «связка»).

учащиеся получат возможность научиться:

-            применять тактические и стратегические приемы игры в шахматы;

-            знать основные способы разыгрывания различных позиций;

-            применять в игре индивидуальные навыки.

 

            Метапредметные

Учебно-интеллектуальные:

учащиеся научатся:

-            выбирать способы деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-            адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

-            использовать интеллектуальные упражнения с целью индивидуального интеллектуального развития.

учащиеся получат возможность научиться:

-            определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

-            осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

-            выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

Учебно-коммуникативные:

учащиеся научатся:

-            организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками:

-            определять цели, распределять функции и роли участников;

-            работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе соблюдения правил спортивных игр.

учащиеся получат возможность научиться:

-            координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

-            аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров;

-            сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Учебно-организационные:

учащиеся научатся:

-            работать с информацией;

-            применять правила и пользоваться инструкциями;

-            использовать знаки, символы, схемы;

учащиеся получат возможность научиться:

-            устанавливать причинно-следственные связи;

-            строить логические, рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы.

Личностные

у учащихся будут сформированы:

-            готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

-            способности к эмоциональному восприятию физических объектов, задач, решений, рассуждений;

у учащихся могут быть сформированы:

-            коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в игровой деятельности;

-            критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания.

 

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение. Оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для реализации программы.

Занятия проводятся в помещении Детского сада «Лесная сказка», по ул. Солнечная 1, в кабинете ДЮСШ «Рекорд». В каждом месте проведения занятий имеется отдельный специализированный шахматный кабинет и санузел. 

Для реализации данной программы имеется и может быть использовано:

1.                  Специализированный кабинет для шахмат.

2.                  30 шахматных комплектов с доской.

3.                  10 электронных шахматных часов.

4.                  Демонстрационная доска.