Программа «Чертеж – язык техники»

Программа курса «Чертеж – язык техники» рассчитана на 34 часа. Курс направлен на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств личности через решение разнообразных графических задач, направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образно-пространственного мышления.

 

Основой курса является обучение школьников методам графических изображений. В обучении должны быть отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан с определенной деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и не типовых (требующих применения знаний в новых условиях) задач, без которых процесс обучения остается незавершенным. Работы с творческим содержанием должны использоваться при изучении всех разделов курса.


Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. На занятиях учащиеся решают разноплановые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные (особенно комбинаторные) компоненты творческого мышления. Черчение способствует развитию пространственных представлений учащихся.

 

При обучении  учитываются индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, личные интересы и др.) при постоянном совершенствовании уровня их развития. На упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного времени.

Педагоги

Сарпов Сергей Анатольевич, учитель технологии и черчения.

Квалификационная категория - высшая.

Образование - высшее.

 

Профессиональные достижения:

Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, 2016г.,

Лауреат премии «Лучший педагогический работник Новосибирской области», 2017г.,

Лауреат премии «Лучшие учителя», 2018г..

 

Достижения учащихся:

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии-2019г.

Хайруллин Вячеслав, 10 «И» кл. – победитель,

Ведерников Семён, 10 «И» кл. - победитель,

Литвинов Антон, 10 «И» кл. - победитель,

Гутов Алексей, 10 «И» кл. - призёр,

Решетов Георгий, 8 «А» - победитель,

Самохин Кирилл, 9 «Г» кл. – призёр,

Госпадаренко Степан, 8 «А» - призёр.

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии-2020г.

Ведерников Семен, 11 «И» кл. – победитель,

Литвинов Антон, 11 «И» кл. – победитель,

Решетов Георгий, 9 «А» кл. – победитель,

Гутов Алексей, 11 «И» кл. – призер,

Госпадаренко Степан, 9 «Г» кл. – призер.

 XIV открытая региональная научно – практическая конференция школьников «Эврика» (Секция «Авиация, космическая техника и инженерное дело»)-2019г.
Литвинов Антон, 10 «И» кл. – Лауреат «Золотой лиги Сибири»,

Ведерников Семён, 10 «И» кл. – Лауреат 3 степени.

  ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ОБУЧАЮЩИХСЯ «МОЙ ВКЛАД В ВЕЛИЧИЕ РОССИИ»-2019г.

Литвинов Антон, 11 «И» кл. – победитель,

Ведерников Семён, 11 «И» кл. – победитель,

Хайруллин Вячеслав, 11 «И» кл. – победитель.

Премия Губернатора Новосибирской области - 2019г.

Ведерников Семён – лауреат.

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ИМЕНИ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА - 2020г.

 Ведерников Семен, 11 «И» кл.  – диплом 2 степени.

Сибирская межрегиональная олимпиада по черчению и компьютерной графике для школьников и студентов средних специальных учебных заведений -2020г.

 Шулева Диана, 10 «Б» кл. – 2 место.

Содержание программы

Раздел "Правила оформления чертежей" - 10 часов

 Значение графики в практической деятельности людей. Современные методы выполнения чертежей с использованием ЭВМ. Ели, содержание и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места. Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная, тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка, основная надпись. Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры, знаки на чертежах.

 

 Раздел "Способы проецирования" - 9 часов

Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида – аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.

 

Раздел «Чтение и выполнение чертежей предметов» - 15 часов

Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предметам на геометрические тела – призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел. Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.

 

Всего 34 часа

Цели программы

Цель курса: овладение учащимися графического языка техники и способность применять полученные знания для решения практических и графических задач с творческим содержанием.

 Задачи:

Обучающие:

  • изучение графического языка общения, передачи и хранения информации о предметном мире с помощью различных методов,    способов отображения её на плоскости и правил считывания
  • формировать основные знания о правилах оформления чертежей и требования ГОСТов;
  • продолжать учить учащихся аккуратно и рационально работать, правильно применять чертежные инструменты и принадлежности;
  • формировать знания об основах прямоугольного проецирования, способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также построения прямоугольной изометрической и диметрической проекциях;
  • сформировать умения и навыки чтения и выполнения комплексных чертежей и аксонометрических проекций различной степени сложности;
  • научить уч-ся самостоятельной работе со справочной и специальной литературой, учебными материалами;
  • научить разрабатывать проекционные чертежи.

 

Развивающие:

  • развивать творческие способности и способствовать формированию элементарных умений преобразовывать форму предметов, изменять их положение и ориентацию в пространстве;
  • развивать статические и динамические пространственные представления и воображения;
  • развивать пространственное, образное, логическое и креативное мышление;
  • развивать политехнический кругозор путем ознакомления уч-ся с основами технологии изготовления деталей, элементами деталей, изучения роли чертежа в современном производстве, процесса проектирования.

 

Воспитывающие:

  • формировать эстетический вкус, аккуратность;
  • формировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству;
  • формировать умения применять графические знания в новых ситуациях;
  • привить уч-ся культуру графического труда.
  • научить самостоятельно, пользоваться учебными материалами.

Результат программы

Личностные результаты:

  • Ценностные ориентиры, отражающие индивидуально-личностные позиции: гуманистические и демократические ценностные ориентации,готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни; осознание себя как члена общества; представление о России, её места и роли в современном мире;
  • Гармонично развитые социальные чувства и качества: умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде; патриотизм, любовь к своей местности; уважение к истории, культуре, национальным традициям; готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • Образовательные результаты: овладение на уровне общего образования законченной системой графики знаний и умений.

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности: составлять план решения проблемы; работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства; планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различать результаты и способы действий; давать оценку результатам; самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить выходы из ситуаций неуспеха;
  • Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, социального взаимодействия;
  • Умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: давать определение понятиям на основе изученного учебного материала; осуществлять логическую операцию; обобщать понятия;
  • Строить логические рассуждения;
  • Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • Преобразовывать информацию из одного вида в другую и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;
  • Понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
  • Уметь использовать компьютерные и коммуникативные технологии.

Коммуникативные УУД:

  • Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, доказывая их фактами;
  • В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль;
  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • Понимая позицию другого;
  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты:

  • Осознание роли графики;
  • Объяснять, аргументировать основные понятия курса, применять знания этих понятий и определений в практических работах;
  • Составлять и читать чертежи деталей и чертежи, содержащие сечения, разрезы и условные изображения;
  • Осознавать основные понятия, определения, графические изображения и правила их построения;
  • Объяснять типичные черты и специфику геометрических объектов и простых форм;
  • Осознанно выделять и группировать предметы по форме, признакам, назначению.

 

 

Особые условия проведения

Особых условий нет.

Материально-техническая база

Книгопечатная продукция

  • Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2004 год
  • Василенко Е.А., Жукова Е.Т. карточки-задания по черчению для 8 класса. - М., просвещение, 2000 год
  • Владимиров Я.В., Ройтман И.А. Черчение: учебное пособие. – М., Владос, 2003 год
  • Владимиров Я.В., Гудилина С.И., Катханова Ю.Ф. Тетрадь с печатной основой по черчению: 8 класс. Учебные материалы для самостоятельной работы учащихся. – М., Школа-Пресс, 2000 год.
  • Воротников И.А.. занимательное черчение. – М., просвещение, 2004 год
  • Гервер В.А. Творчество на уроках черчения. – М., Владос, 2004 год

Оборудование

  • Наборы чертежных инструментов.
  • Наборы геометрических тел.
  • Наборы деталей.

Стоимость

Программа реализуется бесплатно.