Программа «Вокально-инструментальный ансамбль РАДОСТЬ»

Музыка играет важную роль в жизни детей. Хорошая песня становится первым кумиром и возможностью выразить себя. Песня не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения.

 

Программа вокально-инструментального ансамбля имеет художественную направленность и охватывает широкий круг произведений всех стилей и жанров, приобщает к основам мировой культуры, развивает музыкально-эстетический вкус, воспитывает нравственные чувства, приобщает к истинным духовным ценностям.

 

Программа ВИА составлена на основе программы студии вокально-инструментальной музыки (авторы В. Кипор, Т. Толбанова, Т. Агаева, Л. Боброва). Актуальность программы в том, что она отвечает запросам современных подростков на такой вид музыкальной деятельности.

 

Новизна программы ВИА в широком круге произведений, это и эстрадные шлягеры, образцы художественной музыки, лирические народные песни и песни бардов с их политическими текстами.

Педагоги

Педагог дополнительного образования Горелко Наталья Владимировна

Содержание программы

1 год обучения

I. Музыкально-теоретические дисциплины

1. Введение. Общие сведения о предмете, программе. Техника безопасности. Режим и требования к занятиям.

2. Ноты, табулатура

3. Система длительности звуков. Тон, полутон. Знаки альтерации.

4. Лад: мажор, минор.

5. Интервалы в пределах октавы

6. Тональность

7. Построение аккордов в миноре, мажоре

II. Клавишные инструменты (синтезатор)

1. Введение. Функция клавишных в ансамбле. Постановка рук.

2. Устройство инструмента

3. Музыкальная грамота

4. Игра на инструменте. Практическая часть

III. Струнные инструменты

1. Электрогитара. Устройство инструмента. Постановка рук.

2. Освоение видов техники

3. Игра по буквенно-цифровому обозначению и табулатуре. Исполнение различных ритмов.

4. Упражнения, гаммы, арпеджио. Игра с медиатором. Исполнение песен.

5. Бас-гитара: устройство, характеристика, подключение инструмента

6. Постановка рук. Игра пальцами- и медиаторами. аппликатура

7. Гаммы и упражнения игры по нотам и табулатуре

IV. Ударные инструменты

1. Сведения об инструменте, устройство, уход за ним

2. Постановка рук

3. Простые размеры

V. Основные певческие навыки

1. Певческая установка. Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти

VI. Ансамбль (II полугодие)

1. Значение термина. Слаженное исполнение музыки и подчинение художественному образу. Понятие «аккомпанемент». Слаженная и уравновешенная игра. Звуковой баланс.

2. Разучивание 3-х песен и аккомпанемент солистам

VII. Беседы о музыке и слушание музыки и песен

VIII. Итоговое занятие

 

2 год обучения

I. Музыкально-теоретические дисциплины

1. Квинтовый круг тональностей

2. Аббревиатуры нотного текста

3. Интервалы, трезвучия аккордов

4. Аккордовые последовательности

5. Гармонизация мелодии

II. Клавишные инструменты (синтезатор)

1. Новые типы клавишных инструментов. Принципы эксплуатации. Технические характеристики. Хранение инструмента.

2. Гаммы, аккорды

3. Выразительные средства, звуковые эффекты

4. Игра по нотам

III. Струнные инструменты. электрогитара

1. Закрепление знаний, умений 1 года обучения. Техника безопасности

2. Исполнение гамм, аккордов, чтение нот с листа, аккордов по буквам и цифрам

3. Бас-гитара. Закрепление знаний 1 года обучения. Настройка инструмента, тембры

IV. Ударные инструменты

1. Устройство и эксплуатация ударной установки

2. Нотная запись ритмов. Исполнение ритмов по слуху

3. Изучение различных ритмов

V. Вокальная работа

1. Закрепление навыков дыхания, звукообразования, дикция

2. Элементы двухголосия. Пение в унисон. Разучивание песен индивидуально. Исполнение с вокально-инструментальным ансамблем

VI. Ансамбль

1. Роль каждого инструмента в группе. Соло и звуковой баланс между солистами и аккомпаниментом

2. Развитие ансамблевых навыков. Чистота исполнения, единство темпоритма

3. Разучивание песен и инструментальных пьес, и их исполнение. Характер музыки. Особенности музыкального стиля

4. Работа с текстом песен. Постановка номеров

VII. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки

VIII. Итоговое занятие

 

3 год обучения

I. Музыкально-теоретические дисциплины

1. Эстрадная музыка XX века

2. Вокально-инструментальный ансамбль как новое направление в искусстве

3. Вопросы музыкальной формы

II. Профессиональная подготовка

1. Музыка XXI века. Современные стили и направления

III. Клавирная техника как элемент единства ансамбля

1. Техника игры как элемент единства ансамбля

2. Другие инструменты: струнные (гитары), ударные

IV. Вокально-ансамблевая работа

1. Фразировка, ансамбль, единая подтекстовка, цепное дыхание

2. Расширение певческого диапазона. Работа над тембром, чистотой звукообразования. Разучивание репертуара

V. Ансамбль

1. Повторение и закрепление навыков игры в ансамбле. Функции и роль инструментов. Звуковой баланс. Разучивание песен и пьес. Исполнение песен с солистами. Раскрытие художественного образа. Импровизация. Чтение нот с листа.

VI. Концертная деятельность

VII. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки

1. Знакомство с новыми направлениями в музыке. Новые группы и их творчество

2. Бардовская песня. Популярная музыка

VIII. Итоговое занятие

Цели программы

Цель: создание условий для реализации творческого потенциала подростка через приобщение к основам мировой музыкальной культуры, а также развитие музыкальных и творческих способностей, определяющие успех музыкальной деятельности.

Задачи:

Обучающие: формировать знания и умения, предусмотренные программой. Формировать исполнительские навыки в области музицирования и пения. Развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, коллективное пение).

Развивающие: развивать музыкально-эстетический вкус, расширять музыкальный кругозор, развивать активное восприятие музыки. Развивать приобщение учащихся к вокально-инструментальному искусству.

Воспитывающие: воспитывать чувство коллективизма, самостоятельность, товарищество, инициативу.

Результат программы

По окончании 1го года обучения дети должны уметь: читать ноты в пределах 1 октавы, аккорды по буквам, ритм по длительности, иметь понятие об ансамбле.

 

По окончании 2го года обучения дети должны уметь: владеть техникой игры на гитаре, ударных инструментах, клавишных (пианино, синтезатор), разбирать тексты песен, в исполнении уметь передавать все оттенки чувств.

 

По итогам 3го года обучения учащиеся должны хорошо владеть инструментом, приемами игры (как пальцами, так и медиатором), голосом, иметь навыки ансамблевой игры, передавать характер музыкальных произведений.

Материально-техническая база

1