Программа «Прототипирование»

    Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых информационных технологий. На основании данного факта разработан курс дополнительного образования «Прототипирование», который включает в себя 5 разделов: основные понятия и интерфейс программы «КОМПАС», моделирование на плоскости, создание 3D моделей, создание чертежей и обобщение знаний.

 

     В программу учебного модуля заложена работа над проектами, в ходе которой обучающиеся смогут попробовать себя в роли конструктора или проектировщика. В процессе разработки проекта, обучающиеся коллективно обсуждают идеи решения поставленной задачи, далее осуществляют концептуальную проработку, макетирование, трёхмерное моделирование, конструирование, испытание полученной модели, оценку созданной модели.

 

Данная образовательная программа имеет ряд отличий от уже существующих:

- Направление 3D моделирования является новым для дополнительного образования Маслянинского района.

- Процесс создания модели привязан к разработке технологии ее изготовления, школа оборудована двумя 3D принтерами.

- Особенностью данной программы является нацеленность на конечный результат, т.е. обучающийся создает не просто 3D модель, но и имеет возможность ее изготовить, учитывая при этом ограничения, наложенные технологией изготовления.

 

 Программа носит вариативный характер и может корректироваться с учетом материально-технической базы, возрастных особенностей обучающихся, практической подготовленности ребят.

Педагоги

Купин Алексей Александрович - учитель информатики высшей квалификационной категории.

Педагогический стаж 19 лет.

Уровень образования: Новосибирский Государственный педагогический университет (НГПУ)

Награжден Благодарностью Губернатора Новосибирской области "За вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения, многолетний добросовестный труд" (2019 год)

Содержание программы

Программа рассчитана на 34 учебных часа.

I Введение. Цели и задачи курса (7 часов)

Основное содержание

Введение в программу Компас 3D. Интерфейс программы Компас 3D – 9LT. Основные типы документов. Электронный учебник в программе Компас 3D. Единицы измерения и системы координат. Панель свойств. Настройки и оформление панели свойств. Компактная панель.

Формы организации учебных занятий

Лекции – 3 часа, практические работы – 4 часа.

 

II Геометрические объекты (7 часов).

Основное содержание

Инструментальная панель. Инструмент «отрезок». Инструмент «окружность». Инструмент «вспомогательная прямая». Инструмент «дуга». Инструменты "фаска и скругление«.

Формы организации учебных занятий

Лекции – 1 час, практические работы – 5 часов, самостоятельная работа – 1 часа.

 

III Создание объектов (7 часов).

Основное содержание

Глобальные привязки. Локальные привязки. Построение геометрических деталей. Лекальные кривые. Общие сведения о размерах. Постановка размеров.

Формы организации учебных занятий

Лекции – 1 час, практические работы – 5 часов, самостоятельная работа – 1 час.

 

IV Редактирование (5 часов).

Основное содержание

Редактирование детали. Операции «сдвиг» и «копирование». Операция «Удаление части объекта». Операция «Симметрия». Операция "Масштабирование".

Редактирование детали.

Формы организации учебных занятий

Лекции – 1 час, практические работы – 3 часа, самостоятельная работа – 1 часа.

 

V Создание чертежей (8 часов).

Основное содержание

Управление листами. Текстовый редактор. Работа с таблицами. Общие сведения о печати графических документов.

Формы организации учебных занятий

Лекции – 1 час, практические работы – 5 часов, зачет – 2 часа.

 

Цели программы

Цели программы:

  1. Приобщение учащихся к графической культуре, применение машинных способов передачи графической информации. Развитие образного пространственного мышления учащихся.
  2. Формирование у учащихся целостного представления пространственного моделирования и проектирования объектов на компьютере, умения выполнять геометрические построения на компьютере.
  3. Формирование представлений о профессиях и профессиональных компетенциях в области графического представления пространственных моделей.

 

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

Обучающие:

  • обучение основам технического черчения;
  • обучение основам работы в системах трехмерного моделирования КОМПАС-3D;
  • ознакомление с основами технологии быстрого прототипирования и принципами работы различных технических средств.

 

 Развивающие:

  • развитие технического, объемного, пространственного, логического и креативного мышления
  • развитие конструкторских способностей, изобретательности и потребности в творческой деятельности;
  • развитие навыков обработки и анализа информации;
  • развитие навыков самостоятельной работы.

 

 Воспитательные:

  • формирование устойчивого интереса учащихся к техническому творчеству;
  • воспитание настойчивости и стремления к достижению поставленной цели;
  • формирование общей информационной культуры у учащихся;
  • формирование зоны личных научных и творческих интересов учащихся.

Результат программы

В результате освоения программы обучающиеся будут знать:

  • основы моделирования в соответствующем ПО для последующего изготовления;
  • общие сведения об устройстве и принципе работы оборудования;
  • различные типы 3D-моделей;
  • особенности 3D-редактора для создания простых моделей объектов окружающего мира;
  • правила техники безопасной работы с оборудованием.

 

В результате освоения программы обучающиеся будут уметь:

  • владеть ключевыми понятиями, методами и приемами проектирования и конструирования;
  • работать с интерфейсом программного обеспечения систем автоматизированного проектирования и черчения "Компас 3D";
  • работать с периферийным устройством (3D-принтер);
  • использовать навыки пространственного воображения при изучении фигур стереометрии и аксонометрических проекций деталей;
  • создавать составные объекты и группировать их;
  • моделировать простые объекты;
  • выполнять прототипы в трёхмерной модели.

 

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

 

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

 

Предметные результаты:

  • умение определять виды линий, которые необходимы для построения объекта;
  • развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, базирующихся на ИКТ;
  • развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами

Особые условия проведения

Данная программа предполагает, как групповую, так и индивидуальную форму организации деятельности обучающихся на занятии. Количественный состав группы – от 3 до 10 человек. Принимаются все желающие изучить способы и технологии моделирования трехмерных объектов.

Материально-техническая база

Компьютерный класс (10 компьютеров + ноутбук педагога);

• программное обеспечение;

• оборудование для прототипирования (3D-принтер - 2 шт);

• технические средства обучения: проектор, экран, цифровая фотокамера, принтер, сканер;

• расходные материалы (бумага, картриджи, маркеры, пластик PLA).

 

 Дидактический материал:

• учебно-методические пособия;

• наглядные пособия (образцы готовых моделей);

• презентации.

 

Стоимость

Программа реализуется бесплатно