Программа «Юные исследователи живой природы»

Актуальность. Освоение программы способствует формированию развитой личности, способной заботиться о природе, понимать проблемы окружающей среды и неразрывную связь человека с природой.

Программа обеспечивает возможность проектирования индивидуальной траектории обучения благодаря наличию вариативности образовательного процесса.

Новизна. Обучение предполагает два модуля, каждый из которых может служить самостоятельной программой.

В первом модуле программы изучается природа родного края (региональный компонент 16 часов (22%)) и взаимосвязь живых организмов с окружающей средой. Учащиеся приобретают навыки совместной работы, навыки наблюдения и ухода за живыми объектами.

Второй модуль знакомит с основами проектной и исследовательской деятельности. С помощью педагога учащиеся работают над проектами, готовят презентации и выступления, участвуют в конкурсах и конференциях различного уровня.

Срок реализации программы может варьироваться в зависимости от потребности учащихся. Таким образом, возможно пройти обучение только по первому модулю, записаться сразу на второй год или пройти обучение полностью.

 

Педагоги

Луфт Софья Игоревна, педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории.

Уровень образования: Высшее, Новосибирский государственный педагогический университет, 2017 г.

Специальность и квалификация по диплому: Химик. Преподаватель химии

Стаж работы: 3 года

Повышение квалификации: НИПК и ПРО с 02.10 по 23.11.2018г, 108ч., "Школа профессионального роста ПДО«.

Повышение квалификации: «Организация образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью», с 03.02 по 21.02.2020г, 72ч.

Аттестация 24.03.2020г. на 1 квалификационную категорию.

Содержание программы

Учебно-тематический план 1 года обучения (I модуль)

1. Введение – 2 часа.

2. Осень – 4 часа.

3. Жизнь в водоёмах – 6 часов.

4. Наши крылатые друзья – 12 часов.

5. Зима – 6 часов.

6. Домашние животные – 6 часов.

7. Мир растений – 8 часов.

8. Весна-красна – 3 часа.

9. Мир насекомых – 6 часов.

10. Земля – наш дом – 10 часов.

11. Лето – 2 часа.

12. Воспитательная работа – 5 часов.

13. Итоговое занятие – 2 часа.

Итого 72 часа

 

Учебно-тематический план 2 года обучения (II модуль)

1. Введение – 2часа.

2. Экскурсии – 8 часов.

3. Основы опытнической, проектной и исследовательской деятельности – 38 часов.

4. Обработка данных и обобщение результатов – 8 часов.

5. Подготовка презентации, доклада – 8 часов.

6. Организационно – массовые мероприятия (воспитательная работа) – 6 часов.

7. Итоговое занятие – 2 часа.

Итого 72 часа

 

Цели программы

Цель – формирование элементов экологической культуры учащихся через развитие устойчивого интереса к изучению живой природы.

Задачи первого года обучения– сформировать компетенции:

1. Личностные:

- быть порядочным, аккуратным, трудолюбивым, внимательным;

- осознавать ответственность за действия по отношению к окружающей среде;

- уметь заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни;

2. Метапредметные:

- уметь планировать свою работу;

- уметь действовать в нестандартных ситуациях, креативно мыслить;

- обладать коммуникативными навыками

3. Предметные:

-знать экологические проблемы, взаимосвязь живых организмов с окружающей средой;

- знать явления природы, причины смены времён года и дня и ночи;

- иметь общие представления об основных группах животных и растений

 

Задачи второго года обучения– сформировать компетенции:

1. Личностные:

- приобрести опыт проектной и исследовательской деятельности

- быть доброжелательным, проявлять уважение к другим людям, их мнению

- уметь заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни;

2. Метапредметные:

- уметь планировать свою работу;

- уметь искать и использовать вспомогательные материалы и ресурсы (текстовый редактор, источники информации);

- обладать коммуникативными навыками

3. Предметные:

- знать основные этапы проекта и исследования;

- знать методы исследования;

- знать видовой состав живых уголков СЮН;

- уметь структурировать работу

Результат программы

Планируемые (предполагаемые) результаты первого года обучения

Личностные:

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки по отношению к природе;

- развитие полезных черт характера: трудолюбия, аккуратности, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

Метапредметные:

Умеет:

- формулировать проблему, определять цели и задачи учебной деятельности;

- наблюдать и вести дневник наблюдений за объектами живой и неживой природы;

- сравнивать, обобщать, делать выводы;

- грамотно излагать свои мысли;

-работать в команде

Предметные:

Знает:

- основные экологические проблемы и возможные пути решения;

- времена года;

- явления природы;

- представителей флоры и фауны своего региона.

Умеет:

- составлять пищевую цепочку;

- различать и узнавать виды животных, растений и грибов;

- ухаживать за растениями и животными живого уголка СЮН.

Планируемые (предполагаемые) результаты второго года обучения

Личностные:

- приобретение опыта проектной и исследовательской деятельности;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

Метапредметные:

Умеет:

- формулировать проблему, определять цели и задачи учебной деятельности;

- искать и использовать вспомогательные материалы и ресурсы (текстовый редактор, источники информации);

- наблюдать и вести дневник наблюдений за объектами живой и неживой природы;

- сравнивать, обобщать, делать выводы;

- грамотно излагать свои мысли;

-работать в команде

Предметные:

Знает:

- основные этапы проекта и исследования;

- методы исследования;

- видовой состав живых уголков СЮН;

Умеет:

- самостоятельно планировать свою познавательную деятельность;

- отличать проект от исследования;

- структурировать и оформлять работу;

- работать с литературными источниками

 

Особые условия проведения

Возраст от 7 до 10 лет.

Ограничение по состоянию здоровья (непереносимость антигенов шерсти, перьев птиц, частиц кожи или продуктов жизнедеятельности животных).

Материально-техническая база

Для успешной реализации данной программы имеются:

  • коллекция комнатных растений (декоративно-лиственные,
    декоративно-цветущие, суккуленты, лианы, эпифиты),
  • информационный материал (специальная литература,
    тематическая картотека, энциклопедии, справочники, гербарии, карта мира),
  • технические средства (компьютер, ауди- видеоаппаратура, принтер, микроскоп, лупы),
  • семенной и посадочный материал,
  • раздаточный материал (наглядные пособия, цветные карандаши, клей, ножницы, дидактические игры и пособия),
  • животные уголков природы «мини-зоопарк», «мир птиц», "подводный мир дома",
  • отдельный кабинет,
  • комплект столов и стульев на 10-12 посадочных мест.