Программа по мотоспорту «К профессии на двух колесах»

Мотоспорт – это вид спорта, которым можно заниматься круглый год (мотомногоборье, скийоринг-экипаж мотоциклиста и лыжника), что создает возможность развивать технические способности детей на принципах системно-деятельностного подхода целостного формирования представлений подростка в сфере техники и технологии.

 

Технические виды спорта не только физически закаляют человека, вырабатывая у него высокие моральные и волевые качества, но и способствуют развитию творческой мысли, прививают любовь к технике, умению мастерски владеть ею, способствуют профессиональной ориентации, формируют культуру здорового и безопасного образа жизни.

 

Актуальность программы

В условиях сельской местности среди населения особо востребован технически грамотный человек, умеющий профессионально управлять транспортным средством, обладающий навыками технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

 

Программа «К профессии – на двух колёсах» сочетает изучение устройства, обслуживания и ремонта мотоциклов, выполнение конструкторских операций, обучение управлению мотоциклом с подготовкой к участию в соревнованиях. Учащимися приобретаются навыки работы со слесарным инструментом и станочным оборудованием.

 

Таким образом, программа «К профессии – на двух колёсах» является актуальной для образовательного пространства сельской местности, так как посредствам занятий техническими видами спорта (мотомногоборьем) решает задачи практико-ориентированной помощи в личностном самоопределении и самореализации учащихся, в развитии мотивации к познанию, творчеству, труду, занятию спортом, ведению здорового образа жизни.

 

Новизна дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «К профессии – на двух колесах» заключается, в ее содержании. Программа ориентирована на развитие у учащихся специализированных знаний и умений в области мотоспорта и технического творчества и включает в себя несколько направлений деятельности: мотомногоборье, скийоринг, реставрацию и восстановление мотоциклов. С учетом спектра знаний, получаемых учащимися объединения, и практических навыков работы с техникой данная программа по целевому назначению является профессионально-ориентированной.

 

Педагоги

Мороз Виктор Алексеевич - педагог дополнительного образования по мотоспорту, первой квалификационной категории.

Виктор Алексеевич отработал 20 лет в МВД и имеет три медали "За безупречную службу", Памятный знак "За труд на благо города" в честь 125-летия со дня основания города Новосибирска.

 

С 2008 года Виктор Алексеевич занимается педагогической деятельностью.

Своих воспитанников он приучает к дисциплине, ответственности и порядку во всем. Для них он не только наставник, но и пример для подражания. Так как в сельской местности не мало детей из неполных семей. К ребятам из объединения он относится как к своим собственным детям, за что его очень любят, а родители и коллеги ценят и уважают.

 

Воспитанники объединения участвуют не только в областных соревнованиях, но и региональных и занимают призовые места как в личном зачете, так и в общекомандном.

Содержание программы

Учебно-тематический план первого года обучения:

  • Водное занятие (1ч)
  • История развития мотоспорта (2ч)
  • Техника безопасности на занятиях, тренировках и соревнованиях (9ч)
  • Основы технических знаний. Общее устройство мотоцикла и двигателя (27ч)
  • Подготовка техники и трассы к тренировкам и соревнованиям (45ч)
  • Тактическая подготовка (27ч)
  • Учебно-тренировочное вождение (108ч)
  • Правила и организация проведения соревнований по мотомногоборью. Участие в соревновательном событии (4ч)
  • Правила дорожного движения (54ч)
  • Общая и специальная физическая подготовка (14ч)
  • Основы оказания первой помощи (9ч)
  • Текущий контроль и промежуточная аттестация (6ч)

Учебно-тематический план второго года обучения:

  • Водное занятие (1ч)
  • Устройство спортивных мотоциклов (9ч)
  • Техника безопасности на занятиях, тренировках и соревнованиях (9ч)
  • Подготовка ходовой части и двигателя мотоцикла к тренировкам и соревнованиям (57ч)
  • Учебно-тренировочное вождение (134ч)
  • Правила и организация проведения соревнований по скийорингу. Участие в соревновательном событии (6ч)
  • Правила дорожного движения (81ч)
  • Специальная физическая и психологическая подготовка спортсменов (21ч)
  • Текущий контроль и промежуточная аттестация (6ч)

Учебно-тематический план третьего года обучения:

  • Водное занятие (1ч)
  • Техника безопасности на занятиях, тренировках и соревнованиях (9ч)
  • Устройство спортивных мотоциклов Российского и зарубежного производства (9ч)
  • Восстановление и реставрация мотоциклов советского периода (74ч)
  • Подготовка ходовой части и двигателя мотоцикла к тренировке и соревнованиям (54ч)
  • Учебно-тренировочное вождение (102ч)
  • Правила и организация проведения соревнований по мотомногоборью/ скийорингу. Участие в соревновательном событии (6ч)
  • Правила дорожного движения (54ч)
  • Специальная физическая подготовка спортсменов (9ч)
  • Текущий контроль и итоговая аттестация (6ч)

Цели программы

Цель программы: создание условий для развития творческих способностей и самореализации подростков в сфере технического творчества, технических видов спорта посредством занятий мотоспортом.

 

Задачи

Личностные:

- познакомить с миром технических профессий, их социальной значимостью и содержанием, формировать познавательный интерес к техническим специальностям;

- развивать мотивацию к познанию, труду и творчеству;

- развивать способности оценивать себя, свои возможности и способности; оценивать свое поведение и поступки, соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами;

- учить проявлять уважение и быть сопричастным к делам своей страны, ее истории и культуре;

- формировать навыки здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные

Регулятивные:

- учить организовывать свою учебно-познавательную деятельность:

· принимать и сохранять учебную задачу,

· выстраивать алгоритм действий,

· выбирать наиболее эффективные пути решения,

· осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его

результата с заданным эталоном,

· корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом

возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения,

· оценивать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,

осознавать качество усвоения;

- формировать у учащихся способность к саморегуляции.

Коммуникативные:

- формировать умение:

· слушать собеседника и вести диалог,

· излагать и аргументировать свое мнение,

· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

педагогом и сверстниками, как на учебных занятиях, так и в соревновательной деятельности;

· работать индивидуально и в группе, находить общее решение и

разрешать конфликты с учетом интересов сторон.

Познавательные:

- формировать умение:

· осуществлять поиск информации,

· выделять главное при работе с информацией, схемами, знако-

символическими средствами, учебными моделями;

- развивать логические приемы мышления: анализ, сравнение,

классификация, обобщение.

Образовательные (предметные)

Способствовать формированию:

· базовых знаний об устройстве мототехники;

· умений в сфере технического обслуживания и ремонта мотоциклов;

· базовых компетенций в области вождения мотоцикла;

· готовности к соревновательной деятельности;

· умений в сфере модернизации и восстановления мототехники;

· навыков использования различных инструментов и оборудования;

· базовых знаний по правилам дорожного движения и оказанию первой

доврачебной помощи.

 

 

 

Результат программы

Личностные результаты:

- имеют навыки безопасного вождения мотоцикла;

- владеют приемами технического обслуживания и ремонта мототехники;

- умеют применять на практике различные виды инструментов;

- знают технику безопасности при проведении ремонтных работ, при работе с инструментом и оборудованием;

- имеют навыки безопасного поведения на дороге;

- умеют моделировать индивидуальную стратегию поведения в нестандартных дорожно-транспортных ситуациях;

- умеют оценивать свое поведение и поступки, соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами;

- ориентируются в специфике технических профессий востребованных в сельской местности (механизатор, техник-механик и пр.);

- проявляют уважение к своей стране, ее истории и культуре;

- имеют ценностные установки на здоровый и безопасный образ жизни;

- имеют устойчивую мотивацию к занятиям.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

- Умеют организовывать свою учебно-познавательную деятельность:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- выстраивать алгоритм действий;

- выбирать наиболее эффективные пути решения;

- осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;

- оценивать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество усвоения;

- способны к саморегуляции.

Коммуникативные:

- умеют слушать собеседника и вести диалог;

- излагают и аргументируют свое мнение;

- умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

- умеют работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты с учетом интересов сторон.

Познавательные:

- умеют выделять главное при работе с информацией, учебными схемам, моделями;

- выполняют логические операций: сравнение, анализ, классификация, обобщение.

Образовательные (предметные)

1 год обучения

Будут знать:

- общее устройство мотоцикла;

- особенности выполнения упражнений (фигур);

- основные приемы подготовки техники к соревнованиям;

- правила проведения соревнований по мотомногоборью;

- основы правил дорожного движения;

- основы оказания первой доврачебной помощи;

технику безопасности на занятиях, тренировках и соревнованиях.

Будут уметь:

- управлять мотоциклом по заданию;

- выполнять простейшие операции регулировки узлов мотоцикла;

- находить и устранять неисправность;

- пользоваться инструментами и оборудованием для обслуживания и ремонта мотоцикла;

- соблюдать меры безопасности при работе с техникой и инструментом.

Иметь навыки участия в соревнованиях.

2 год обучения

Будут знать:

- устройство двигателя и ходовой части мотоцикла;

- особенности прохождения различных элементов трассы;

- правила проведения соревнований по скийорингу;

- особенности проведения тренировок в зимний период;

- правила дорожного движения;

- основные приемы работы на сложном оборудовании;

технику безопасности на занятиях, тренировках и соревнованиях.

Будут уметь:

- самостоятельно производить ремонт, модернизировать ходовую часть и двигатель мотоцикла;

- выполнять упражнения (фигуры) и проходить различные участки трассы, правильно выбирать траекторию движения;

- владеть техникой вождения мотоцикла, как летом, так и зимой;

- пользоваться инструментами и оборудованием для обслуживания и ремонта мотоцикла.

Иметь навыки участия в соревнованиях

Третий год обучения

Будут знать:

- конструктивные особенности строения мотоциклов отечественного и зарубежного производства;

- устройство двигателя и ходовой части мотоциклов отечественного и зарубежного производства;

- основные приемы работы на сложном оборудовании;

- правила дорожного движения;

- технику безопасности на занятиях, тренировках и соревнованиях.

Будут уметь:

- проводить диагностику и комплексное обслуживание мотоцикла;

- оптимально выполнять упражнения (фигуры), проходить прямые, повороты и всю трассу;

- восстанавливать ходовые качества мотоциклов советского производства;

- находить информацию в технической литературе и интернет источниках;

- работать с чертежно-измерительным, слесарным инструментом, электроинструментом, станочным оборудованием;

- уметь моделировать стратегию поведения в нестандартных дорожных ситуациях;

Иметь навыки участия в соревнованиях и их судействе.

 

 

Особые условия проведения

Набор детей в группы первого года обучения осуществляется в начале учебного года без проведения индивидуального отбора не зависимо от способностей и уровня развития.

 

Возможно зачисление вновь прибывших учащихся на второй и третий год обучения исходя из результатов диагностики стартовых возможностей. В течение года допускается добор.

 

Объединение формируется на основе добровольного согласия учащихся и письменного заявления от родителей, при наличии справки о состоянии здоровья.

 

Состав каждой группы постоянный, формируется в зависимости от года обучения, способностей учащихся и режима их занятий в общеобразовательной школе.

 

В группах могут заниматься как дети, близкие по возрасту, так могут формироваться и разновозрастные группы, так как предусмотрен дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.

 

Возможен переход учащихся из одной группы в другую по уважительным причинам и по согласованию с администрацией. В случае если по каким-то причинам учащийся не смог освоить этап программы за один год, допускается повторное её прохождение.

Продолжительность одного часа занятий составляет 45 минут, с 10-ти минутным перерывом между часами.

Материально-техническая база

Мотоциклы Лифан

125 см.куб. (1шт)
150 см.куб. (1шт)
Набор инструментов Kraft (27978-Н 131) предмета 131 (1компл)
Набор напильников BERGER-5предметов (1компл)
Набор Зубр Эксперт метал.реж.инсрументов.метчики (1компл)
Проектор.Ledunix 7 (1шт)
Секундомер ZS9001JSB (1шт)
МотошлемHX91 InnerCitu (4шт)
Лыжи горные  (2компл)
Ботинки горные (2компл)
Мягкие пластиковые дорож. Конуса с полосами 520мм. (20шт)
Плакаты по ПДД (Компл)