Программа «Школа Эколят» (сетевая форма обучения)

  • (1)

Актуальность программы

В Карасукском районе ведётся огромная работа среди населения по сохранению природных ресурсов, формированию экологической культуры, улучшению благосостояния территории, но, тем не менее, не все жители проявляют гражданскую сознательность, поэтому очень часто мы можем наблюдать выброшенный, в не положенных местах, мусор; сломанные деревья; жестокое обращение с животными, бесконтрольное их уничтожение и т. д. Мы считаем, что изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования, начиная именно с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это правильное, на наш взгляд, решение. Для этого необходимо разрабатывать образовательные программы, направленные на формирование экологического сознания и культуры у детей дошкольного возраста, с привлечением социальных партнёров, ведущих деятельность в данном направлении.

 

Отличительные особенности, новизна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа Эколят» – авторская. При её написании авторами–составителями был использован собственный опыт работы в данном направлении, интернет–ресурсы, а также некоторые идеи по экологическому воспитанию детей, заложенные в Региональном социально–значимом проекте "Новосибирская область – территория Эколят – Молодых защитников природы".

 

Новизна программы заключается в её характере реализации

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа Эколят» реализуется в сетевой форме взаимодействия учреждений. В качестве нашего социального партнёра выступает Карасукский научный стационар института систематики и экологии животных Сибирского отделения Российской академии наук в лице Владимира Александровича Шило – кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника лаборатории экологии сообществ позвоночных животных, заведующего Карасукским научным стационаром института систематики и экологии животных СО РАН. Интеграция, с использованием ресурсов другой организации (кадровых ресурсов, материально–технической, информационной базы и инфраструктуры), направлена на достижение личностных и метапредметных результатов обучающихся. Это новый опыт для нашего учреждения.

Педагоги

Владимир Александрович Шило – кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории экологии сообществ позвоночных животных, заведующий Карасукским научным стационаром института систематики и экологии животных СО РАН.

 

Вейман Жанна Юрьевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

 

Расписание

Расписание занятий:

 

Воскресенье: 11:00–11:30; перемена – 11:30–11:40; 11:40–12:10.

 

Режим занятий:

  • 1 занятие по 2 академических часа в неделю, 72 часа в учебном году;
  • продолжительность занятия: 30 минут;
  • перемена: 10 минут.

 

Содержание программы

Учебный план включает в себя следующие темы обучения:

  • Введение – 2 часа.
  • «Наука «экология» – 10 часов.
  • "Дом" под «крышей» голубой" – 8 часов.
  • "О чем шумит зелёный "океан"?" – 8 часов. 
  • "Голубая капелька" - 8 часов.
  • "Зеленая лаборатория" – 8 часов.
  • "Почвоуроки" – 8 часов.
  • "Обитатели небес" – 10 часов.
  • "Красная книга" – 8 часов.
  • Итоговое занятие – 2 часа.

Цели программы

Основная цель программы – формирование основ экологической культуры и экологического сознания у детей дошкольного возраста посредством опытно–исследовательской деятельности.

 

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

 

Личностные:

  • формировать коммуникативные навыки: умение вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения; умение работать в коллективе, в команде, малой группе (паре).

 

Метапредметные:

  • развивать потребность принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности;
  • формировать умение достаточно самостоятельно решать поставленные задачи, получать качественный результат своей деятельности и уметь его оценивать.

 

Образовательные (предметные):

  • развивать познавательный интерес детей к науке "экология";
  • активизировать опытно–исследовательскую деятельность;
  • научить простейшим правилам поведения в природе.

Результат программы

Планируемые результаты реализации программы:

 

Личностные:

Будут:

  • уметь общаться: вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, работать в коллективе, в команде, малой группе (паре).

 

Метапредметные:

Будут:

  • принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности;
  • уметь достаточно самостоятельно решать поставленные задачи, получать качественный результат своей деятельности и его оценивать.


Образовательные (предметные):

 

Будут знать:

  • чем занимается наука «экология», человек профессии "лесник";
  • объекты живой и неживой природы;
  • способы ухода за животными и растениями; выращивания растений, чипирования птиц;
  • животный и растительный мир Карасукского района, в том числе, занесённый в Красную Книгу;
  • заказники и памятники природы Карасукского района;
  • простейшие правила поведения в природе.

Будут уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы;
  • вести наблюдения и ухаживать за животными, птицами, комнатными растениями;
  • проводить опыты с водой, почвой и семенами;
  • создавать мини–проекты.

Особые условия проведения

Особых условий нет.

Материально-техническая база

Учебное помещение на базе Дома детского творчества – занятия проводятся в кабинете площадью 23,5 м², соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам.

 

Материальнотехническое обеспечение на базе Дома детского творчества:

 

Предметноразвивающая среда:

  • магнитно–маркерная доска;
  • стол и стул для педагога;
  • столы и стулья ученические, соответствующие росту детей;
  • шкафы для хранения принадлежностей;
  • выставочный стенд;
  • шифоньер для одежды;
  • тумбочка для хранения принадлежностей;
  • ноутбук;
  • фотоаппарат;
  • инструменты для проведения опытов и уходу за растениями, СИЗ (халаты, защитные очки, перчатки).

Материальнотехническое обеспечение на базе Карасукского научного стационара:

  • животные и птицы, содержащиеся в помещениях стационара;
  • оборудование для кормления и ухода за животными;
  • видеоматериалы.

 

Информационное обеспечение: презентации, познавательные фильмы по теоретическим темам занятий, составленные планы экскурсий, опытов и их содержательное наполнение.


Педагогические технологии, используемые в программе:

  • технология индивидуализации обучения;
  • технология группового обучения;
  • технология развивающего обучения;
  • технология игровой деятельности;
  • технологии проектной и исследовательской деятельности;
  • интерактивные технологии;
  • дистанционные технологии.


Дидактические материалы, используемые в программе:

 

Дидактические игры:

  • "Угадай чьё это?";
  • "Что где растёт?";
  • "Чей листик?";
  • "Воздух. Земля. Вода";
  • "Природа и человек".

 

Интерактивные игры:

  • "Перелётные – неперелётные птицы";
  • "Знатоки Красной Книги".

Видео

[ "" ]