Программа «Бумагопластика»

Оригами – увлекательное занятие, доступное учащимся всех возрастов, позволяющая учесть индивидуальные способности и психофизические особенности учащихся класса.


Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.


Курс «Оригами» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.


Наблюдения показывают, что у детей часто возникают проблемы с развитием мелкой моторики рук. На уроках трудового обучения ученики испытывают трудности при сгибании и вырезании деталей, при измерении и вычерчивании фигуры заданного размера. Во время уроков математики затрудняются начертить правильно геометрическую фигуру или отрезки заданной длины. Возникают проблемы при работе с линейкой, треугольником, циркулем. Занятия оригами позволяют детям совершенствовать мелкую моторику рук.


Кроме этого занятия оригами помогут детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

 

Программа предназначена для работы с детьми начальной школы и является механизмом интеграции по предметам: математике, изобразительной деятельности, трудового обучения.

 

Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами и квиллинга.

 

По итогам реализации дополнительной образовательной программы будет составлен альбом лучших работ, проведена выставка детских работ.

Педагоги

Верещагина Елена Ивановна, учитель начальных классов.

Стаж работы: 33 года.

Образование: среднее специальное, окончила Черепановское педагогическое училище.

Содержание программы

1. Вводное занятие - 1 час.

2. Базовая форма "Двойной треугольник" - 7 часа.

3. Базовая форма треугольник - 12 часов.

4. Подделки на основе ватных дисков - 8 часа.

5. Папье-маше - 6 часа.

6. Квиллинг - 10 часов.

7. Изготовление цветов в технике квиллинг - 6 часа.

8. Изготовление животных в технике квиллинг - 12 часов.

9. Итоговая работа - 6 часа.


ИТОГО: 68 часа.

Цели программы

Цель программы: Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через обучение искусству оригами.

 

Задачи программы:

Обучающие задачи:
• познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
• сформировать умение следовать устным инструкциям и простейшим алгоритмам;
• научить делать различные игрушки в технике оригами и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;
• научить работать со схемами;
• начать вырабатывать навыки использования чертёжных и измерительных инструментов.


Развивающие задачи:
• развивать мелкую моторику рук, внимание, память, конструктивное, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;
• развивать глазомер;
• дать возможность самим совершенствовать имеющиеся схемы и придумывать новые.


Воспитательные задачи:
• прививать настойчивость в достижении цели;
• создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;
• учить самоанализу.

 

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

· что такое оригами;

· основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

· условные обозначения к схемам;

· названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;

· технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

· способы разметки сгибанием;

· способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

· виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

· под контролем педагога организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

· с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

· выполнять различные приемы работы с бумагой;

· следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

· создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

· реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.

 

Программа нацелена на достижение:

· воспитательных результатов 1 уровня: приобретение школьниками социальных знаний: понимание ребенком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленную повседневную жизнь;

· воспитательных результатов 2 уровня: приобретение навыков коллективных творческих дел, изготовление изделий для конкурса, выставок, оценивание своего труда и труда своих товарищей.

 

Личностными результатами изучения программы «Оригами» является формирование следующих умений:

· оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений, в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

· называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

· совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе.

Материально-техническая база

  1. Учебный кабинет МКОУ «Посевнинская СОШ», оборудованный ученической мебелью и соответствующий требованиям СанПиН.
  2. Мультимедийное оборудование, интерактивная доска.
  3. Перечень необходимых материалов: бумага для оригами, цветной картон, цветная бумага, клей, тряпочка у каждого ученика.
  4. Перечень необходимых инструментов – ножницы, инструмент для разглаживания сгибов у каждого ученика.
  5. Перечень подготовленных пособий – мультимедийные презентации на каждую тему занятия.
  6. Диски для музыкального сопровождения.
  7. Перечень раздаточного материала: схемы изделий, шаблоны для аппликаций.