Программа «С любовью к природе» для ДОУ № 7 «Семицветик»

"Чтоб цветы в лесу цвели, всю весну и лето мы не будем собирать их больших букетов.

Если птенчик из гнезда выпорхнул до срока, мы поможем, не беда, не трещи, сорока.

Хоть и вредный мухомор, мы его не тронем. Вдруг понадобиться он жителю лесному.

Хрупкий домик муравья надо тоже охранять. Обязательно он должен за заборчиком стоять.

Зайчика и ежика – жителей лесных лучше вы не трогайте, охраняйте их!

Давайте, дошколята, природу охранять!" О ней ни на минуту не будем забывать.

Ведь цветы, леса, поля и речки, это все для нас навечно!"

 

Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. В дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.

 

Занятия по программе «С любовью к природе», построенные в игровой и занимательной форме, приносят хороший результат. Игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития. Для детей дошкольного возраста характерно наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, поэтому основным методом экологического воспитания и обучения является наглядный. В связи с этим основной упор в программе сделан на наблюдение, эксперименты, продуктивную деятельность в природе. Это позволяет ребёнку самостоятельно знакомиться с законами природы. Во время экспериментов и наблюдений в природе обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь.

 

В рамках программы активно работают семейные творческие мастерские по созданию творческих экологических работ, проектов; практикуется семейное участие в экологических конкурсах, природоохранных акциях; в учебных кабинетах создана мини исследовательская лаборатория, огород на окне.

 

В рамках программы учащиеся посещают мини зоопарк и теплицу-оранжерею МАОУ ДО ДООЦТ «Юность». Во время подобных посещений-экскурсий можно не только посмотреть на животных мини зоопарка, но и покормить их и погладить, подержать в руках. В теплице оранжерее можно потрогать листик растения, понюхать цветок, полить растение.

Дети, прошедшие обучение по данной программе, в дальнейшем (в школе) показывают хорошие результаты в экологических и биологических олимпиадах для начальной школы.

Педагоги

Давыдкина Наталья Владимировна – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Педагогический стаж: 25 лет.

Образование: Новосибирский государственный педагогический университет, 2011 г.

Курсы: "Подготовка к школе детей с ОВЗ в процессе реализации ФГОС ДО на основе нейропсихологического подхода" 2017г.

Педагог, реализующий программу, обладает следующими качествами:

· знаниями о данной программе и содержание программы в совершенстве;

· умением создавать комфортные условия для успешного развития личности;

· умением вызывать интерес к себе и своему предмету;

· умением увидеть и раскрыть творческие способности учащихся;

· постоянно совершенствует своё педагогическое мастерство и повышает уровень квалификации по специальности.

Содержание программы

Учебно-тематический план первого года обучения (2 часа в неделю/ 64 часа в год, с 28.09.2020г):

  1. Мир вокруг нас – 5 часов.
  2. Осень в природе – 7 часов.
  3. Нехворайка – 5 часов.
  4. Зима в природе – 8 часов.
  5. Мы – исследователи – 21 час.
  6. Весна в природе – 9 часов.
  7. Наш живой уголок – 5 часов.
  8. Лето в природе – 3 часа.
  9. Итоговое занятие – 1 час.

 

Учебно-тематический план второго года обучения (2 часа в неделю/ 72 часа в год):

1. Мир вокруг нас – 7 часов.
2. Осень в природе – 11 часов.
3. Зима в природе – 18 часов.
4. Человек – часть природы – 6 часов.
5. Наш живой уголок – 5 часов.
6. Мы – исследователи – 8 часов.
7. Весенне-летний периоды в природе- 16 часов.
8. Итоговое занятие – 1 час.

 

Цели программы

Воспитание экологически грамотного отношения к природе и к своему здоровью у дошкольников.

 

Задачи:

Развивающие:

  • развивать эмоционально – чувственную сферу ребенка;
  • развивать наблюдательность и воображение;
  • развивать самостоятельность, умение делать выводы и принимать решения;
  • развивать способность к творческому решению;
  • развивать способность видеть красоту, ценность природы, неповторимость живых объектов.

 

Воспитательные:

  • прививать чувства сопереживания ко всему живому;
  • прививать чувства личной ответственности за окружающую природу;
  • прививать элементарные навыки гуманного межличностного общения.

 

Обучающие:

  • дать начальные сведения о живой и неживой природе, элементарные сведения об экологических законах;
  • привить элементарные навыки природоохранной деятельности и экспериментирования с живой и неживой природой;
  • привить элементарные навыки здорового образа жизни.

Результат программы

К концу 1 года обучения:

Предметные результаты

Теоретическая подготовка (знают):

  • что такое природа;
  • признаки живой,неживой природы;
  • представителей растительного и животного мира,их характерные признаки;
  • времена года,их характерные признаки;
  • изменения в природе в разное время года;
  • что такое здоровье,правила здорового образа жизни;
  • правила ухода за комнатными растениями;
  • представителей лекарственных растений;
  • представителей ядовитых грибов;
  • значение окружающей среды для живых организмов;
  • причинно–следственные связи между явлениями в природе;
  • значение растений для всего живого на планете;
  • правила поведения и меры безопасности нахождения в природе;
  • отношения людей и общества к природе.

Практическая подготовка (умеют):

  • приводить примеры живой и неживой природы;
  • приводить примеры представителей растительного мира;
  • приводить примеры представителей животного мира;
  • определять время года по описанию,картинкам;
  • вести наблюдения за природными объектами,делать выводы по результатам наблюдений;
  • находить зависимость между организмами и компонентами среды обитания;
  • ухаживать за растениями,животными;
  • приводить примеры о последствиях своего поведения в природе;
  • отражать свои впечатления в речевом диалоге и продуктивной деятельности.

Личностные результаты: ответственное отношение к учению,чувство доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,вежливость,внимательность,трудолюбие,бережное отношение к чужой собственности,умение помогать другим,стремление сохранять природу,умение следовать правилам безопасности в работе.

Метапредметные результаты

Познавательные универсальные учебные действия: умение приводить примеры.

Регулятивные универсальные учебные действия: умение использовать в работе инструменты.

Коммуникативные универсальные учебные действия: работать в парах,малых группах,слушать и слышать педагога,соблюдать простейшие нормы речевого этикета:здороваться,прощаться,благодарить. 

К концу второго года обучения:

Предметные результаты

Теоретическая подготовка (знают):

  • что такое живая и неживая природа;
  • царства живой природы;
  • меры по охране живой природы;
  • приспособления животных,растений к изменениям в природе;
  • меры по сохранению своего здоровья;
  • условия прорастания семян;
  • основы правильного питания;
  • ядовитые,съедобные грибы,их роль для леса;
  • представителей редких растений,животных родного края;
  • представителей зимующих,оседлых птиц края;
  • значение окружающей среды для живых организмов;
  • причинно–следственные связи между явлениями в природе;
  • значение растений для всего живого на планете;
  • правила поведения,меры безопасности нахождения в природе;
  • отношения людей к природе.

Практическая подготовка (умеют):

  • приводить примеры царства живой природы;
  • различать семена различных растений;
  • узнавать деревья и кустарники в безлистном состоянии;
  • вести наблюдения за природными объектами, делать выводы по результатам наблюдений;
  • находить зависимость между организмами и компонентами среды обитания;
  • ухаживать за растениями и животными;
  • приводить примеры о последствиях своего поведения в природе;
  • отражать свои впечатления в речевом диалоге и продуктивной деятельности.

Личностные результаты: ответственное отношение к учению,инициативность,чувство доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,вежливость,внимательность,трудолюбие, бережное отношение к чужой собственности,умение доводить дело до конца,умение помогать другим,стремление сохранять природу в повседневной жизни и труде,умение следовать правилам безопасности в работе,бережливость,заинтересованность в получении новых знаний.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умение приводить примеры,понимание информации представленной в виде рисунков и схем,умение сравнивать объекты по существенным признакам.

Регулятивные УУД:умение использовать в работе инструменты.

Коммуникативные УУД: работать в парах и малых группах,слушать и слышать педагога,соблюдать простейшие нормы речевого этикета,давать полный ответ на поставленный вопрос.

Особые условия проведения

Для занятий по данной программе принимаются воспитанники МАДОУ № 7 "Семицветик".

Материально-техническая база

  1. учебный кабинет (зонирован: рабочая зона, зона отдыха, игровая зона, выставочные стенды, информационно-познавательная зона; оформление кабинета соответствует содержанию программы и постоянно обновляется);
  2. учебная мебель (столы ученические, стол педагога, ученическая доска, стулья, шкафы для хранения материалов);
  3. стенды;
  4. видеоаппаратура, магнитофон, ноутбук;
  5. для проведения занятий используются ресурсы различных объектов МАОУ ДО ДООЦТ «Юность»: Музея «Природа» (экспонаты, коллекции, муляжи, экспозиции), мини зоопарка (декоративные домашние животные), теплицы-оранжереи (комнатные растения).

Информационное обеспечение:

  1. демонстрационный материал (плакаты, таблицы, фотографии, слайд – программы, мультимедийные презентации, коллекции животных, растений, гербарий, муляжи);
  2. оборудование для опытов и экспериментов;
  3. учебно-методическая и познавательная литература (энциклопедии, сборники, серии книг для дошкольников);
  4. видеоматериал (фильмы, видео-экскурсии);
  5. фильмоскоп и диафильмы, слайды;
  6. методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
  7. тесты, анкеты, опросники;
  8. литература (стихи, легенды, рассказы о природе, пословицы и поговорки);
  9. настольные экологические игры.