Подготовка к школе. Северотатарская СОШ

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

 

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.

 

Основные положения программы:

  • подготовка к школе носит развивающий характер;
  • не допускает дублирования программ первого класса;
  • помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, со взрослыми);
  • обеспечивает формирование ценностных установок;
  • ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;
  • обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;
  • организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности;
  • готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
  • инвариантна и готовит к любой системе школьного образования.

Основные принципы построения программы:

  • общее развитие с учётом индивидуальных возможностей и способностей;
  • развитие творческой деятельности;
  • развитие личностных компетенций;
  • поддержка и сохранение здоровья;
  • формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;
  • развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
  • сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах:

  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка;
  • систематичность и последовательность;
  • вариантность и вариативность;
  • доступность и достаточность;
  • наглядность;
  • достоверность;
  • комплексность;
  • взаимосвязь с окружающим миром;
  • использование произведений искусства;
  • разнообразие игровых и творческих заданий;
  • многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность.

Педагоги

Рыжих Ирина Ивановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, имеет высшее педагогическое образование по специальности "Педагогика и методика начального образования", стаж работы учителя составляет 23 года.

 

Педагогом пройдены курсы повышения квалификации.

Содержание программы

Программа «Подготовка к школе» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов:

  • «От слова к букве» - 30 часов.
  • «Математические ступеньки» - 30 часов.
  • «Зелёная тропинка» - 15 часов.
  • ИЗО «Волшебное превращение»- 15 часов.

Цели программы

Цель программы: успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

 

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

 

Основные задачи программы:

- сохранение и укрепление здоровья;

- развитие личностных качеств;

- формирование ценностных установок и ориентаций;

- развитие творческой активности;

- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие умений действовать по правилам.

 

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.

Результат программы

В результате реализации программы ребенок научится:

- распознавать первый звук в словах;

- внимательно слушать литературные произведения;

- называть персонажей, основные события;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;

- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;

- составлять элементарный рассказ по серии картинок;

- обсуждать нравственные стороны поступков людей;

- участвовать в коллективных разговорах;

- использовать принятые нормы вежливого речевого общения;

- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;

- считать от 0 до 9 и в обратном направлении;

- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;

- ориентироваться в пространстве;

- ориентироваться в тетради в клетку;

- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.

 

Ребенок получит возможность научиться:

- устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

- различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;

- различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные песенки, потешки);

- устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;

- присчитывать и отсчитывать по одному, по два.

Материально-техническая база

Учебный класс оборудован в соответствии с требованиями СанПиН и ФГОС.

 

Материально-техническое оснащение: ноутбук, мультимедийный проектор, аудиторная доска.

 

1. Учебная литература:

УМК «Преемственность»:

1.1. Федосова Н. А. От слова к букве: В 2 ч.– 3-е изд. М.: «Просвещение», 2009.

1.2. Волкова С. И. Математические ступеньки.– 3-е изд. М.: «Просвещение», 2009.

1.3. Плешаков А. А. Зелёная тропинка.– 3-е изд. М.: «Просвещение», 2008.

 

2. Методическая литература:

2.1. Дошкольное обучение: подготовка к школе/ (Н.А.Федосова, С.В.Романцева, С.С.Колесина и др.). – М.: Просвещение. 2007.

2.2. Николаева С.Н. Методическое пособие к программе «Зелёная тропинка». М.: «Просвещение», 2006.

2.3. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Санкт-Петербург, 1999.

2.4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: «Просвещение», 1991.

2.5. Узорова О.В., Е.А.Нефёдова. 1000 упражнений для подготовки к школе. М.: ООО «ИздательствоАСТ». 2002.

2.6. Анисимова Т.Б. Подготовка ребёнка к школе. Ростов н/Д.: Издательский дом «Проф-Пресс», 2005.

2.7. Сычёва Г.Н. Готовимся к школе. Ростов н/Д.: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2004.

 

3. Литература для детей

УМК «Преемственность»:

3.1. Федосова Н. А. От слова к букве: В 2 ч.– 3-е изд. М.: «Просвещение», 2008. 3.2. Волкова С. И. Математические ступеньки.– 3-е изд. М.: «Просвещение», 2008.

3.3. Плешаков А. А. Зелёная тропинка.– 3-е изд. М.: «Просвещение», 2008.

 

4. Литература для родителей

4.1. Гаврина К. Готов ли ваш ребёнок к школе? Сб. тестов. «РОСМЭН», 2002.

4.2. Михайлова Л.С. Как подготовить ребёнка к школе. Волгоград, 2001.

4.3. Чивикова Н.Ю. Как подготовить ребёнка к школе. М.: «Айрис пресс», 1999.

4.4. Узорова О.В., Е.А.Нефёдова. 1000 упражнений для подготовки к школе. М.: ООО «ИздательствоАСТ». 2002.

4.5. Анисимова Т.Б. Подготовка ребёнка к школе. Ростов н/Д.: Издательский дом «Проф-Пресс», 2005.

4.6. Сычёва Г.Н. Готовимся к школе. Ростов н/Д.: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2004.

4.7. Лупан С. Поверь в своё дитя. – М., 1993.

 

5. Интернет ресурсы

5.1. Критерии готовности к школе. http://bcetyt.ru/

5.2. Иванова Е. Готовим ребенка к школе: практические советы родителям http://www.lychik.ru/