Программа «Ступеньки к школе»

Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью.

 

Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

 

Познавательные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которые присущи каждому человеку от рождения.

 

Актуальность данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.

 

Программа способствует развитию потенциальных возможностей ребёнка, посредством овладения им УУД, предложенными федеральными государственными стандартами начального общего образования.

 

 

Новизна образовательной Программы заключается в том, что она предполагает использование современных педагогических технологий:

-развивающее обучение;

-проблемное обучение;

-разноуровневое обучение;

-коллективную систему обучения.

 

 

Преимущество обучения по Программе:

Программа обеспечивает формирование ценностных установок, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития, обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности, организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности, готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

 

 

Отличительные особенности Программы от уже реализуемой в Каргатском ДДТ программы раннего развития «Родничок» состоит в том, что она включает разделы с более узкой специализацией: «Интеллектуальные игры» и «Мелкая моторика», которые могут реализовываться параллельно. Данную программу можно адаптировать под возможности, потребности и интересы обучающихся.

Педагоги

Михайловская Наталья Анатольевна, педагог дополнительного образования.

Квалификационная категория: первая.

Педагогический стаж: 16 лет.

 

 

Повышение квалификации:

- по программе «Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования в контексте профессионального стандарта», ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», 72 часа, 2018 год.

 

- онлайн-курс «Профессиональные стандарты в эпоху цифровых технологий», 16 часов, 2019 год.

 

 

Индивидуальные профессиональные достижения педагога:

- Победитель фестиваля поэтов и музыкантов «Берещенье», 2020 год.

 

- 1 место в муниципальном этапе областного конкурса «Семья за детство без опасности» конкурс видеороликов в номинации «Каждый ребенок, уж ты нам поверь, со взрослого в жизни берет свой пример», 2020 год.

 

- 1 место в муниципальном этапе регионального литературного конкурса «Души прекрасные порывы», 2020 год.

 

- Диплом за участие в региональном проекте профессионального мастерства педагогических работников в области дополнительного образования детей «Педагог-наставник» 2019 год.

 

 

Список публикаций:

- Районная газета «За изобилие» (октябрь, 2018 г.).

 

- X межрайонная открытая педагогическая конференция «...и мастерство и вдохновенье...» доклад по теме «Система работы педагога –наставника» (25.04.2019 г).

 

 

Электронные учебные материалы:

- Окружающий мир «Здоровый образ жизни», "Микроскоп";
- Художественный труд Аппликация "Одуванчик";
- ИЗО «Волшебное превращение красок», "Рисуем на песке".

 

 

Достижения обучающихся:

- 1 место в муниципальном этапе III областного конкурса мультимедийных презентаций «Мой папа -герой» (2019 г.).

 

- 2 место в муниципальном этапе областного конкурса «Защитим планету от мусора», приуроченного к всемирному дню Земли (2019 г).

Расписание

Вторник: 16.00- 17.10

Четверг: 16.00- 17.10


Количественный состав группы составляет 11 обучающихся.

Содержание программы

Раздел 1. "Интеллектуальные игры".

1. Вводное занятие −2 часа.

2. "АБВГДейка" – 24 часа.

3. "Игралочка" – 24 часа.

4. "Мир открытий" – 24 часа.

 

Раздел 2. "Мелкая моторика".

1. Вводное занятие – 1 час.

2. Конструктор «Куборо»-23 часа.

3. "Город мастеров"-23 часа.

4. "Волшебная кисточка"- 23 часа.

Всего: 144 часа в год.

Цели программы

Цель: формирование познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления.

 

 

Задачи:

Развивающие:

- развитие мышления, памяти, внимания;

- развитие графических навыков, крупной и мелкой моторики;

- развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

- гармоничное развитие психофизических качеств ребенка;

- создание условий с использованием здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе для развития личности ребенка.

 

Воспитательные:

- вовлечение родителей в образовательный процесс;

- выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

 

Обучающие:

- формирование приемов умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия;

- расширение словарного запаса и общего кругозора детей;

- развивать такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало.

 

Результат программы

По окончанию освоения раздела «Интеллектуальные игры» обучающиеся должны знать:

· классификацию звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой);

· числа от 0 до 10 и их графическое изображение;

· порядковый счет в пределах 20;

· геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник, ромб.

 

По окончанию освоения раздела «Мелкая моторика» обучающиеся должны знать:

· различные варианты для комбинирования из деталей конструктора "Куборо";

· Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца;

· развитие фантазии, воображения, проявляющихся в конкретных формах творческой художественной деятельности.

 


По окончанию освоения раздела «Интеллектуальные игры» обучающиеся должны уметь:

· читать простые по звукобуквенному составу слова, предложения, короткие тексты;

· проводить звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков;

· работать с микроскопом;

· пересказывать произведение близко к тексту;

· работать как в коллективе, так и по отдельности;

· проводить анализ работы, самооценку конечного результата.

 

По окончанию освоения раздела «Мелкая моторика» обучающиеся должны уметь:

· работать по заданной схеме (инструкции) проводить анализ работы, планировать последовательность изготовления поделки, конструкции;

· не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, смешивать пластилин, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т.д.) соблюдать правила безопасной работы с инструментами;

· подготовить рабочее место и умеет обращаться с материалами и оборудованием для соответствующей работы;

· дать развернутую оценку проделанной работе и достаточно объективно оценить качество результата.

 


Результаты освоения Программы объединения "Ступеньки к школе":

Личностные: мотивационные и коммуникативные, формирование Я – концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

 

Метапредметные результаты:

Познавательные: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

 

Предметные результаты:

• распознавать первый звук в словах;

• проявление желания экспериментировать с использованием микроскопа;

• отвечать на вопросы по содержанию, делать элементарные выводы;

• составлять элементарный рассказ по серии картинок;

• различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;

• считать от 0 до 10 и в обратном направлении;

• определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;

• умение конструировать по образцу, схеме, условиям, по собственному замыслу.

Особые условия проведения

Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для детей образовательной среды, которая соответствует тематическому планированию образовательного процесса и должна быть содержательно-насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональный, вариативной; доступной, безопасной, здоровьесберегающей; эстетически-привлекательной.

 

Работа в группе направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного возраста, формирование основ культуры личности, развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку к жизни в современном обществе, подготовке к школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка.


Образовательная программа «Ступеньки к школе» рассчитана на один год обучения, с учетом возрастных особенностей детей (6-7 лет). В соответствии с их психическими и физическими индивидуальными особенностями, в том числе и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 

Набор в группу осуществляется по желанию ребенка на основании заявления родителей.


Не предполагает конкурсного отбора.


Реализация учебного плана может быть подстроена под индивидуальные особенности обучающихся

Материально-техническая база

Учебное помещение: кабинет на базе МКУ ДО Каргатский ДДТ. 

 

Пространство группы организованно в виде разграниченных зон или уголков, способствует развитию интереса и потребности детей.

 

В связи с этим оформлены:

- мини-лаборатория "Всезнайка", наполняющаяся новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, а также позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях;


- мини-огород, где дети выращивают рассаду, проводят опытническую работу, учатся делать простые умозаключения, убеждаются в том какую роль играют свет, вода, тепло в жизни растений;


- полка "Умные книжки", «библиотечка», где находится познавательная литература, из которых ребята всегда могут найти ответы на интересующие их вопросы;


- уголок "Учимся, играя" – это дидактические игры, развивающие настольные игры, поддерживающие интерес к теме и служащие поводом к различным видам познавательно-исследовательской деятельности.

 

Основной формой детской экспериментальной деятельности являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – они всё проделывают сами.

 

 

Материально-техническое обеспечение, информационное обеспечение:

- Проектор – 1.
- Компьютер – 1.
- Принтер – 1.
- Цветной принтер – 1.
- Интерактивная доска - 1.
- Фотоаппарат - 1.
- Столы для рисования песком с цветной подвеской – 5.
- Микроскопы в кейсе 100х-900х – 7.

 



Программа «Ступеньки к школе» разработана с учетом интеграции образовательных областей.

Занятия проводятся в форме игры, бесед, путешествий и т.д., поэтому используется дополнительный методический материал:

-разработки для конкурсных состязаний, брошюры с игровыми заданиями: «Что изменилось?», «Нарисуй фигуру», "Что я загадала?".

-раздаточный (схемы построек, образцы);

-слайд программы, презентации:"Такие разные птицы«, «Водоворот воды в природе», "Опасные предметы".

 

Форма занятий:

-индивидуальная;

-коллективная;

-групповая.

 

Методы:

-словесные (рассказ, беседа, инструктаж);

-наглядные (демонстрация);

-репродуктивные (применение полученных знаний на практике);

-практические (конструирование);

-поисковые (поиск разных решений поставленных задач).

 

Учебное занятие состоит из теоретической части (беседы, викторины, опрос, просмотр видео-материалов) и практической части (практические занятия, выставки, конкурсы).

 

Используемые формы и методы проведения учебных занятий раскрывают интеллектуальные и творческие способности ребёнка, дают возможность попробовать себя (свои силы), создают ситуацию успеха.

 


Учебно-наглядные пособия:

- картины;
- фотографии;
- дидактические карточки;
- раздаточный материал;
- видеозаписи;
- аудиозаписи;
- мультимедийные материалы;
- настольные игры.

Стоимость

Программа реализуется на бесплатной основе.