Программа «В шахматы играя»

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности. Также актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер.

 

Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.

 

Программа дополнительного образования детей "В шахматы играя" направлена на:

-создание условий для развития ребенка;

-развитие мотивации к познанию и творчеству;

-обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

-создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;

-интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

-укрепление психического здоровья;

-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

 

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

 

 

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что данный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен детям этого возраста. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

 

 

Отличительной особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности. Ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Педагоги

Ковалевич Надежда Геннадьевна, педагог дополнительного образования.

Квалификационная категория: первая.
Педагогический стаж: 15 лет.

 

 

Индивидуальные профессиональные достижения педагога:

- Почётная грамота администрации Каргатского района за многолетний добросовестный труд, значительный вклад в образование и гармоничное развитие подрастающего поколения, 2019 год.

 

- Почётная грамота управления образования администрации Каргатского района за высокий профессионализм и плодотворное сотрудничество в период государственной итоговой аттестации, 2019 год.

 

- 1 место в муниципальном этапе регионального литературного конкурса «Души прекрасные порывы», посвященного Году Памяти и Славы, май 2020 год.

 

- 1 место в номинации «Физкультпривет», лучшее видео-пожелание спортсменам, в рамках спортивного праздника «Всероссийский День физкультурника» 08.08.2020 год.

 

 

Сведения о повышении квалификации:

- повышение квалификации по теме: «Методическое сопровождение системы патриотического воспитания граждан», 26 часов, 19-21 августа 2018 г. ООО «Вектор Сервис», Москва.

 

- повышение квалификации по теме: «Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования в контексте профессионального стандарта», 72 часа, 01-10 апреля 2019 г. НИПКиПРО.

 

- повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Управление талантов» 72 часа, 21 – 31 октября 2019 г.

 

- обучающий курс «Управление стрессом в профессиональной деятельности педагога», 16 часов, 14.07.2020 г.

 

 

Списки публикаций:

- Методическая разработка «Игрокопилка» 2018 г.

 

 

Достижения обучающихся:

Программа реализуется впервые.

Расписание

Понедельник: 16:00-16:30 

Четверг: 16:00-16:30 

 

Количественный состав группы составляет 15 обучающихся.

 

Содержание программы

1. "Шахматная доска и фигуры" – 8 часов.

2. "Ходы и взятия фигур" – 30 часов.

3. "Повторение пройденного материала" – 4 часа.

4. "Игра всеми фигурами из начального положения" – 14 часов.

5. "Цель шахматной партии" – 14 часов.

6. "Повторение" – 2 часа.

Итого: 72 часа.

Цели программы

Цель: Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

 


Задачи:

Образовательные / предметные:

- ознакомить с историей шахмат;

- обучить основным правилам игры;

- дать учащимся начальные теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.


Развивающие /метапредметные:

- развитие логического мышления, памяти, внимания, усидчивости и другие положительных качеств личности;

- развитие умения сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;

- развитие навыков запоминания;

- вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширение представления об окружающем мире.

 

Воспитывающие /личностные:

- приобщение детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;

- воспитание навыков самодисциплины;

- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуальной деятельности;

- воспитание волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

Результат программы

В результате освоения содержания Программы обучающиеся должны знать:

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

- ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур;

- правила хода и взятия каждой фигуры.

 


В результате освоения содержания Программы обучающие будут уметь:

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- решать элементарные задачи на мат в один ход. 

 

 

Личностные результаты:

∙ формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

∙ развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

∙ развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

∙ формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

∙ развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

 

Метапредметные результаты:

∙ овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

∙ освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

∙ формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

∙ формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

∙ овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;

∙ готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;

∙ определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Предметные результаты:

∙ знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой;

∙ сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

∙ знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила;

∙ правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Особые условия проведения

Программа ориентирована для обучающихся 5-6 лет.


Ограничений по здоровью программа не предполагает.

 

Конкурсный отбор не предполагается.


Реализация данной программы проводится с учётом индивидуальных особенностей, уровня подготовки и познавательной мотивации обучающихся.

Материально-техническая база

Учебный кабинет соответствует санитарным условиям.

 


Кабинет оснащен:

-технические средства: проектор, компьютер, экран;

-шахматные доски с набором шахматных фигур;

-доска, столы (парты), стулья.

 


Для проведения учебных занятий используются разнообразные формы и методы работы:

∙ Практическая игра.

∙ Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

∙ Дидактические игры и задания, игровые упражнения.

∙ Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

∙ Участие в турнирах и соревнованиях.

 

 

Дидактические материалы:

-вспомогательная литература.

Стоимость

Программа реализуется на бесплатной основе.