«ОФП с элементами лыжного спорта»

Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие физических качеств (сила, выносливость, скорость, гибкость). ОФП укрепляет здоровье, увеличивает сопротивляемость организма к неблагоприятным условиям, повышает иммунитет. ОФП обеспечивает всестороннее и гармоничное физическое развитие человека, подготавливает базу для выполнения специальной физической подготовки в конкретном виде спорта.

 

Лыжный спорт - один из са­мых мас­со­вых ви­дов зим­не­го спор­та, вклю­чаю­щий лыж­ные гон­ки (или кросс на бе­го­вых лы­жах) на оп­ре­де­лён­ную дис­тан­цию по спе­ци­аль­но под­го­тов­лен­ной трас­се.

 

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время значительная часть обучающихся занимаются физическими упражнениями только на уроках физической культуры. У них уменьшается объем и сила мышц, увеличивается количество жировой ткани, кости обедняются кальцием и становятся менее прочными. Это отрицательно влияет на здоровье и эмоционально-психическое состояние подростков, они становятся раздражительными и малообщительными, часто болеют. Данная программа предназначена привлечь детей к систематическим занятиям в различных спортивных секциях и объединениях дополнительного образования для повышения уровня физической подготовленности.

 

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она построена на основе примерной программы для дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва «Лыжные гонки» – М.: Советский спорт, 2005/ 71 с. и согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данная программа составлена с учетом кадрового и материально-технического потенциала образовательного учреждения.

 

Новизну при реализации программы определяет комплексность воспитательных и образовательных задач, применение здоровьесберегающих технологий, которые являются приоритетным направлением в деятельности МБУ ДО «ДЮСШ Локомотив». Программа поможет обучающимся сформировать положительный интерес к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту, а также привлечению детей к дополнительному образованию

Педагоги

Сафаров Игорь Борисович - тренер- преподаватель по лыжным гонкам, высшей квалификационной категории. Имеет высшее педагогическое образование. Общий стаж работы – 29 лет.

 

Награжден: Почетной грамотой Главы Барабинского района 2017 год.

Расписание

Учебно – тренировочные занятия будут проводится:

вторник: 15.00 – 15.45;

пятница: 15.00 – 15.45;

суббота: 15.00 – 15.45.

Содержание программы

Базовый уровень 108 часов:

  1. Теоретическая подготовка – 14 часов;
  2. Специальная физическая подготовка – 14 часов;
  3. Техническая подготовка – 29 часов;
  4. Общая физическая подготовка – 41 час;
  5. Медицинское обследование – 2 часа;
  6. Промежуточная аттестация – 3 часа;
  7. Соревнования - 5 часов.

Цели программы

Цель программы: создание оптимальных условий для всестороннего физического развития обучающихся, укрепления их здоровья, повышения функциональных возможностей организма, ориентирование детей младшего школьного возраста на занятиях ОФП с элементами лыжного спорта.

 

Задачи:

 

Предметные (образовательные):

· Ознакомить с теорией и практикой лыжного спорта как вида спорта;

· Выполнить обучающимися нормативов по общей физической и по специально -физической подготовке;

· Освоить обучающимися технику лыжного спорта, поворотов, торможения, спусков.

 

Метапредметные (развивающие):

· развивать ценностное отношение к занятиям физической культурой и спортом;

· развивать спортивный интеллект и общую культуру личности;

· развивать основы коммуникативной культуры личности.

 

Личностные (воспитательные):

· воспитывать патриотические чувства к своему городу, к своей стране;

· воспитывать морально-волевые и нравственно-эмоциональные качеств личности;

· воспитывать чувство гордости за достижения российских спортсменов и приобщение обучающихся к современному физкультурно-спортивному движению в во всем мире.

 

Здоровьесберегающие:

· сформировать потребность в поддержании здорового образа жизни;

· способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата;

· сформировать представление о приемах самостоятельного закаливания организма, о физическом и психическом здоровье;

· способствовать формированию навыков и умений личной гигиены, правильного питания и укрепления здоровья.

 

Результат программы

 Личностными результатами освоения программы «ОФП с элементами лыжного спорта» является формирование следующих навыков:

· умение общаться в коллективе;

· умение слушать других;

· умение работать в коллективе;

· принимать мнение других.

 

Метапредметными результатами изучения курса «ОФП с элементами лыжного спорта» является формирование следующих универсальных учебных действий:

Познавательные универсальные учебные действия:

· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

· проявлять интерес, стремиться открывать для себя что-то новое.

 

Регулятивные универсальные учебные действия:

· умение работать по предложенным инструкциям;

· умение излагать мысли в четкой логической последовательности;

· отстаивать свою точку зрения;

· анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

· умение выполнять ранее изученные приёмы;

· определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью тренера.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

· умение работать в коллективе;

· распределять обязанности;

· умение слушать тренера;

· умение строить доверительное дружеское отношение;

· умение уходить от конфликта;

· умение высказывать свое мнение.

 

Предметными результатами освоения курса «ОФП с элементами лыжного спорта» является формирование следующих умений:

· пользоваться лыжным инвентарем;

· стойкам на лыжах, сохранению равновесия;

· технике бесшажного скольжения;

· технике торможения плугом;

· технике спусков и подъемов;

· технике поворотов.

Особые условия проведения

Ограничения по возрасту – занятия с 7 -11 лет. Для допуска к занятиям требуется медицинская справка о состоянии здоровья и согласие родителей.

Материально-техническая база

Учебное помещение: спортивный зал муниципального казённого общеобразовательного учреждения Новокупкаевской основной общеобразовательной школы, стадион, лыжная трасса.

 

Материально- техническая база:

- Кабинет для хранения лыжного инвентаря, инструменты для ремонта лыж и палок;

- Лыжи и лыжные палки;

- Раздевалки для девочек и для мальчиков;

- спортивный зал для проведения учебно-тренировочных занятий в осенний и весенний периоды, стадион, лыжная трасса;

- инвентарь для подготовки лыж (станок, утюг электрический, скребки,

щётки);

- лыжная мазь, парафины;

- аптечка;

- инвентарь для проведения занятий по ОФП и СФП (гимнастические маты, скамейки, скакалки, обручи, мячи, и т.д);

- свисток, секундомер, рулетка;

- термометр наружный −1 шт.

 

Литература:

Используемая литература:

1. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 8-9 лет /. – Пособие для педагогов школьных учреждений. – М: ВЛАДОС, 2001. – 336с.;

2. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения /Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М: ВЛАДОС, 2004. – 150с.;

3. Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 8-9 лет /Л.И. Пензулаева. – М: ВЛАДОС, 2002. – 112с.;

4. Примерная программа для дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва «Лыжные гонки» /. – М: Советский спорт, 2005. – 74с.;

5. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная /Солодков А.С., Сологуб Е.Б. – Учебник. Изд. 2-е. испр. и доп. – М: Олимпия Пресс, 2005. – 258с;

Интернет – ресурсы:

1. Беголыжник [Электронный ресурс] /. – Электрон. журн. – Режим доступа: http://xn–90aeffkmerg5k.xn–p1ai;

2. Журнал «Лыжный спорт» [Электронный ресурс] /. – Электрон. журн. – Режим доступа: https://www.skisport.ru/articles/section/84/, свободный;

3. Методический материал для обучения лыжным ходам [Электронный ресурс] /. – Электрон. журн. – Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskiy-material-dlya-obucheniya-lizhnim-hodam-1806372.html, свободный;

4. Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс] /. – Электрон. журн. – Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/, свободный;

 

Литература и источники информации для обучающихся:

Литература для изучения:

1. Беговые лыжи для всех /. – Стивен Гаскил. – Тулома, 2014;

2. Бутин, И.М. Лыжный спорт /И.М. Бутин. – Владос- Пресс, 2003;

3. Основы здорового образа жизни /Чумаков, Б.Н. – Учебное пособие. – М: ПО России, 2004. – 416 с.

 

Справочная литература:

1. Лыжный спорт в России. Лучшие лыжники России [Электронный ресурс] /. – Электрон. журн. – Режим доступа: https://sportschools.ru/page.php?name=ski_russia

2. Ширков, Ю.А. О развитии лыжного спорта в России [Электронный ресурс] / Ю.А. Ширков. – Электрон. текстовые дан. – 2019. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-razvitii-lyzhnyh-vidov-sporta-v-rossii, свободный