Программа «Начальное техническое моделирование»

Отличительной особенностью программы – является интеграция разных техник декоративно-прикладного искусства и технического творчества (аппликация, оригами, бумагопластика, конструирование, моделирование). Применение информационно – коммуникативных технологий при сборке моделей и макетов, проведение экспериментов по исследованию различных материалов, способствуют достижению таких метапредметных результатов освоения программы дополнительного образования – владение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, поиск новых технических решений, работа с технической литературой, Интернет-ресурсами.

 

Такая деятельность способствует готовности учащегося к самостоятельному поиску методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности, достижению межпредметных результатов по математике, геометрии, черчении и окружающего мира, в процессе интеграции с которыми совершенствуются и закрепляются специальные компетенции учащихся в области технического моделирования.

 

Особенностью данной программы является также интеграция в практическую деятельность учащихся национально-регионального компонента: изготовление на практических занятиях поделок, отражающих быт и культуру народов Сибири, использование в оформлении изделий элементов национальных орнаментов.

Педагоги

Козлов Юрий Викторович, педагог дополнительного образования, педагогический стаж 2 года.

Образование: неполное высшее Новосибирский Государственный Педагогический Университет  

Курсы: Программа  дополнительного профессионального образования "Современные научно-методические подходы организации воспитательного и образовательного процессов в учреждениях ДОД, 320 часов) 12.10.2020г.-18.12.2020г. 

Содержание программы

Срок реализации программы – 2 года, количество учебных часов по программе – 216 часов:

1 год – 108 часов (теории – 13 ч., практики – 95ч.);

2 год – 108 часов (теории- 10ч., практики – 98ч.).

 

Занятия проводятся  2 раза в неделю, общее количество  3 часа.

У первого и второго год обучения - продолжительность одного занятия составляет 45 мин.

Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.

Цели программы

Цель программы: формирование специальных компетентностей у учащихся в области технического моделирования и конструирования, способствующих развитие творческих способностей личности ребёнка.

 

Задачи:

Личностные:

· воспитание нравственных норм поведения; уважительного отношения к своей культуре;

· воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности;

· развитие мотивации личности к познанию и творчеству, самостоятельности мышления, удовлетворения потребности в труде.

 

Метапредметные:

· формирование умения поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

· формирование умения анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения; умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

· развитие навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самоанализа;

· развитие у учащихся любознательности, смекалки, находчивости, фантазии, внимания, памяти, воображения, изобретательности и активности в познании окружающего мира.

 

Образовательные (предметные):

· формирование знаний и умений учащихся в моделировании и конструировании игрушек, поделок из бумаги, картона и разнообразных нетрадиционных материалов;

· формирование у учащихся умений учебно-исследовательской и проектной деятельности;

· формирование умения читать чертежи, схемы технических игрушек, поделок;

· закрепление умений и навыков работы с инструментами и материалами.

Результат программы

Предметные (программные) результаты 1 года обучения:

 

Обучающиеся понимают:

· назначение ручных инструментов для обработки бумаги, картона, природного материала, пустых капсул от киндер-сюрпризов, упаковочных коробок, пенопласта;

· простейшие графические изображения.

 

Обучающиеся умеют:

· подбирать нужные материалы, инструменты и размещать их на рабочем месте;

· определять название, материал, форму, размеры изделия;

· экономно использовать бумагу, картон и обрезки от них;

· самостоятельно изготавливать изделия (по образцу, по собственному замыслу);

· изготавливать игрушки из нетрадиционных материалов.

 

Обучающиеся владеют:

· способами изготовления деталей и их сборки;

· общими сведениями о профессиях, связанных с техникой;

· приемами разметки с помощью шаблонов и чертежно-измерительных инструментов (линейки, угольника, циркуля);

· навыками организации рабочего места и поддержания порядка во время работы;

· навыками правильного пользования ручными инструментами и приспособлениями;

· знаниями по истории развития технического моделирования;

· техническими приемами работы с бумагой и картоном;

· приемами декоративно-художественного оформления моделей и игрушек;

· правилами безопасности труда при работе с ножницами и другими ручными инструмент.

 

Предметные (программные) результаты 2 года обучения:

 

Обучающиеся понимают:

· схемы и чертежи моделей, инструкционных карт;

· алгоритм изготовления моделей и поделок.

 

Обучающиеся умеют:

· выполнять проекты с элементами исследования по заданному алгоритму;

· проявлять творчество, фантазию, художественно-эстетический вкус в оформлении своих работ;

· вносить изменения в конструкцию с целью ее усовершенствования;

переносить знания, умения и опыт в новую ситуацию;

· изготавливать по образцу, техническому рисунку и без образца эскизы игрушек и полезных предметов из картона и различных материалов.

 

Обучающиеся владеют:

· способами обработки различных материалов: бумаги, картона, проволоки, природных материалов, картонных упаковок, пластмассы, гофрированного картона, металлических банок;

· навыками работы с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами;

· навыками мыслительной деятельности, самостоятельности при выполнении творческого проекта с элементами исследования;

· навыками правильного пользования ручными инструментами и приспособлениями;

· навыками работы в малых группах.

В процессе реализации программы у учащихся формируются следующие компетенции (по Хуторскому):

Ценностно-смысловые компетенции:

- творческая индивидуальность каждого учащегося;

- развитие самостоятельности, целеустремленности, инициативы;

- способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

 

Общекультурные компетенции:

- уважительное отношение к родному краю, своей семье, истории;

- осознание особенности национальной и общечеловеческой культуры;

- умения оценивать свою деятельность и поступки других людей.

Учебно-познавательные компетенции:

- умения формулировать новые понятия;

- знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; проведения оценки качества выполнения работы по образцу;

- умения проведения рефлексии.

 

Информационные компетенции:

- навыки работы с дополнительной и специальной литературой, Интернет-ресурсами; работы с компьютером;

- навыки подготовки сообщения, реферата на заданную тему, презентации творческих проектов с элементами исследования.

 

Коммуникативные компетенции:

- готовность работать в группе;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение договариваться, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность разрешать конфликты в группе.

 

Социально-трудовые компетенции:

- сформированность у учащихся общетрудовых умений, мотивации к труду; ответственность.

Компетенции личностного самосовершенствования:

- мотивация к обучению, самообразованию и саморазвитию;

- соблюдение правил личной гигиены, забота о своем здоровье и здоровье окружающих людей;

- обладание духовно-нравственной, коммуникативной культурой;

- развитие навыков самоконтроля, настойчивости и определенных волевых усилий;

- развитие самостоятельности и решительности в действиях, чувство ответственности.

Особые условия проведения

 

  • Условия набора в учебное объединение: осуществляется среди обучающихся МБОУ СОШ № 97.
  • Ограничений по состоянию здоровья: не имеется;
  • Программа осуществляется бесплатно.

Материально-техническая база

Учебное помещение. Учебный кабинет, соответствующий санитарным и техническим требованиям. Учебный кабинет, соответствующий санитарным и техническим требованиям. 

Материально-техническое обеспечение:

· компьютер;

· мультимедиа проектор;

· доска – 1 шт., столы, стулья, наборы инструментов (подробное описание необходимых инструментов дано в содержании программы по каждой теме).

· Материалы и инструменты: бумага, картон, клей, нетрадиционный материал, готовые промышленные конструкторы (подробное описание в содержании программы по каждой теме).

 

Стоимость

Занятия проводятся бесплатно.