Программа «Первые шаги в медицину»

 В современных условиях развития общества проблемы здоровья и здорового образа жизни стоят очень остро.

 

Состояние здоровья человека неразрывно связано с экологической обстановкой и наличием элементарных знаний в области анатомии, физиологии, медицины, что и обусловило создание данной программы и ее востребованность.

 

Программа предполагает изучение основ медицинских знаний и санитарно-гигиенических требований, выработку практических навыков оказания первой помощи, просвещения в области молодёжных проблем, этики и физиологии, знакомство с профессией медработника.

 

Занятия помогают детям увидеть мир с точки зрения здорового образа жизни, лучше его понять, грамотно ориентироваться в обилии медицинской информации.

 

Программа предполагает развитие у ребенка правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, приобретение элементарных практических навыков при оказании само- и взаимопомощи.

 

Новизна данной программы в том, что она направлена на развитие нравственных и профессиональных качеств обучающихся, опирается на содержание основного образования в области химии, биологии, что реализует единство образовательного процесса.

 

Содержание программы позволяет гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности, формировать у школьников целостное эмоционально-образное восприятие мира, развивать познавательную и социальную творческую активность в области химии, биологии, медицины, фармакологии.

Педагоги

Фоменко Анна Николаевна - педагог дополнительного образования.

 

Образование: Учитель биологии, высшее образование в 2001 г., высшая квалификационная категория, стаж работы 19 лет.

 

В 2015 году лауреат районного конкурса «Учитель года», а в 2017 год, победитель.

Участник областного конкурса «Учитель года-2018 », успешно прошла в полуфинал и вошла в число 15 лучших педагогов.

Победитель конкурса "Лучший педагогический работник Новосибирской области в 2020 году".

 

Курсы повышения квалификации:

2018 г.- Современные тенденции в преподавании предметов естественнонаучного цикла в условиях реализации ФГОС.

2019 г.-Электронная форма учебников – как современное интерактивное дидактическое средство.

2020 г.- Реализация адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ.

2020 г.- Использование электронных форм учебников в учебном процессе.

 

Расписание

Четверг с 14.30 часов.

Содержание программы

Учебный план

 

Тема 1. Введение – 2 часа.

Тема 2. Медицина и ее направления – 6 часов.

Тема 3: Лекарственные вещества – 12 часов.

Тема 4. Органические вещества – 8 часов.

Тема 5. Ядовитые вещества – 6 часов.

Тема 6. Биологически-активные вещества – 8 часов.

Тема 7. Основы фармакологии и здорового образа жизни- 6 часов.

Тема 8. Профориентация. Профессии в медицине – 15 часов.

Тема 9. Проектная деятельность – 5 часов.

Тема 10. Заключительное занятие – 2 часа.

 

Итого: 70 часа.

Цели программы

Цель программы

 

Создание условий для подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии в области медицины в соответствии с их способностями и потребностями общества.

 

Задачи:

 

Образовательные:

 

  • углубление, расширение и систематизация знаний по истории развития науки медицины и научных открытий в области медицины;
  • познакомить детей с медициной как прикладной наукой и сформировать понятие о еѐ связи с фундаментальными науками: биологией, химией;
  • формировать понятие об особенностях работы медицинского работника;
  • формировать у обучающихся знания о здоровом образе жизни при изучении раздела "Основы фармакологии и здорового образа жизни";
  • сформировать знания о составе «аптечки первой помощи», правилах еѐ сбора и использования в различных ситуациях;
  •  познакомить с основными группами лекарственных средств, правилами их применения и хранения;
  • углубление, расширение и систематизация знаний учащихся о строении, свойствах, применении веществ, их соединений;
  • знакомство учащихся с процессами, происходящими в организме человека, с действием химических веществ на организм человека, с правилами гигиены; с историей важнейших химических открытий медицины; с приѐмами оказания доврачебной помощи;
  •  проведение профориентационной работы, знакомство с работой фармацевта, провизора, лаборанта, медсестры, врача;
  •  формирование умений работать с научно-популярной литературой;
  •  совершенствование умений обращения с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием; решение экспериментальных и рассчѐтных задач.

 

Воспитательные:

 

  • формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;
  • формирование у школьников целостного эмоционально-образного восприятия естественно-научной картины мира.

 

Развивающие:

 

  • формирование потребностей в самостоятельности и саморазвитии, интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
  •  развитие творческих способностей учащихся, целеустремленности, наблюдательности, воображения.
  •  программой предусмотрено проведение демонстраций эксперимента, практических и лабораторных занятий, повышающий интерес школьников к предмету.

Результат программы

Личностные результаты

 

  • пользоваться основными средствами пожаротушения,
  • оказывать первую медицинскую помощь,
  • характеризовать этапы развития химии в области медицины,
  • готовить галленовые препараты,
  • распознавать вещества с помощью качественных реакций,
  • объяснять действие неорганических веществ на организм человека,
  • определять некоторые лекарственные вещества органической природы с помощью качественных химических,
  • реакций – измерять артериальное давление человека с помощью механического тонометра,
  • характеризовать вещества по действию их на организм человека,
  • оказывать первую медицинскую помощь при отравлении,
  • объяснять функции органических веществ в живых организмах на примере витаминов и гормонов,
  • проводить качественный анализ органических веществ,
  • понимать влияние лекарственных веществ на организм человека,
  • понимать необходимость соблюдения норм здорового образа жизни,
  • осознавать ценность жизни и здоровья человека,
  • готовы и способны к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего жизненной траектории на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений.

 

Ожидаемые метапредметные результаты

 

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

 

  • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов;
  • осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
  • самостоятельно организовывать своѐ рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы.

 

учащиеся получат возможность:

 

  • формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной деятельности;
  • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счѐт умения осуществлять поиск с учѐтом имеющихся условий.

 

Познавательные

Учащиеся научатся:

 

  • использовать различные источники информации в учебной деятельности;
  • находить необходимую для выполнения работы информацию в различных источниках; Коммуникативные. Учащиеся научатся:
  • организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;
  • формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.

 

учащиеся получат возможность:

  • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретѐнный опыт в ходе занятий.

 

Ожидаемые предметные результаты

 

К концу обучения учащиеся будут:

  • знать правила ТБ и ПБ,
  • основные средства пожаротушения и индивидуальной защиты,
  • понятие о фармакологии, иатрохимии, химиотерапии, фитотерапии,
  • знать историю медицинской химии, основные заслуги Парацельса, Эрлиха, Галлена,
  • химизм биологических процессов, идущих с участием неорганических веществ,
  • биологическое значение, строение и свойства органических веществ на примере аспирина и фталазола,
  • фармакологию и действие веществ на организм,
  • что такое антибиотики, их классификацию, свойства, последствия для организма,
  • классификацию, названия ядовитых веществ, применяющихся в быту, правила их хранения, способы оказания первой медицинской помощи при отравлении данными веществами,
  • основные понятия биоорганической химии
  • механизмы реакций, лежащих в основе обмена веществ
  • основные и вспомогательные медицинские профессии и круг их профессиональных обязанностей
  • определять вид медицинской профессии.

Особые условия проведения

Особых условий нет.

Материально-техническая база

Характеристика помещения для занятий по программе:

учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска,учебная литература и наглядные пособия.

 

Лаборатория: оборудование, ноутбуки с выходом в интернет.

 

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся).

 

На занятиях используются:

магнитная демонстрационная доска с магнитами
компьютеры и ноутбуки, проектор, колонки.
словари, энциклопедии, справочная литература.

 

Информационное обеспечение:

аудио-, видео-, фото-, интернет источники.

Стоимость

Бесплатно.