Программа «Белый Ферзь»

В настоящее время шахматы настолько прочно вошли в современную жизнь, что вряд ли сейчас найдется человек, не знакомый с шахматной игрой, и уже никого не удивляют различные соревнования, обилие лите­ратуры, периодики и компьютерного программного обеспечения по шах­матам, подготовка тренеров в высших учебных заведениях, постоянно расширяющееся преподавание шахмат в школах и внешкольных учреж­дениях. Все это еще раз подчеркивает влияние шахматной игры на куль­турную жизнь общества.

 

Так как формирование разносторонне развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Шахматы, воздействуя на зону ближайшего развития, выявляют пороги развития личности. Система шахматных занятий в системе общеобра­зовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует обще­му развитию и воспитанию школьника.

Педагоги

Филипцев Владимир Петрович, педагог дополнительного образования

Расписание

Понедельник с 14.30 - 15.15

Пятница с 13.30 - 14.15

Содержание программы

1.Вводное занятие.  Шахматная доска (2 часа)
2.Шахматные фигуры(8 часов)
3.Начальная расстановка фигур (2 часа)
4.Ходы и взятие фигур (2 часа)
5.Цель шахматной партии (2 часа)
6.Игра всеми фигурами из начального положения (2 часа)
7.Первоначальные понятия шахматной «азбуки» (2 часа)
8.Сравнительная сила фигур. (2 часа)
9.Влияние позиции на состояние сил.  Оценка позиции (2 часа)
10.Защищающая фигура. Связка (2 часа)
11.Форсирующие ходы. Шах. Двойной удар (2 часа)
12. Детский мат (2 часа)
13. Мат ферзем (2 часа)
14. Линейный мат (2 часа)
15. Мат одной ладьей (2 часа)
16. Мат двумя слонами (2 часа)
17. Подсчет количества ударов. Техника расчета. (2 часа)
18. Шахматная комбинация (12 часов)
19. Дебют и его задачи.  Примеры разыгрывания дебютов (2 часа)
20. Основные идеи эндшпиля. Роль короля в эндшпиле.  Правило квадрата (2 часа)
21. Решение задач, этюдов. (4 часа)
22. Сеансы одновременной игры (2 часа)
23. Соревнования.  Правила турнирного поведения (9 часа)
24. Подведение итогов года. Планы на следующий год (1 часа)
        
ИТОГО:
72 часа

Цели программы

Цель программы:

создание условий для гармоничного личностного и интеллектуального развития обучающегося, формирования общей культуры и организации содержательного досуга для его успешной социализации посредством обучения игре в шахматы.

Задачи программы

Личностные:

- приобщать ребенка к здоровому образу жизни;

-  воспитывать навыки самодисциплины и организованности, адекватной самооценки и самоконтроля.

Метапредметные:

- формировать логическое, аналитическое, наглядно-образное, стратегическое и комбинаторное мышление,

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять факты.

Предметные:

- пробудить интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

- сформировать представления о роли шахмат и их значении в жизни человека.

Результат программы

К концу обучения обучающиеся должны знать:

·    шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;

·    названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры, ценность шахматных фигур;

·    шахматные правила FIDE;

·    обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

·    термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, оппозиция;

·    правильно разыгрывать дебют;

·    грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;

·    правила игры в миттельшпиле;

·    основные элементы позиции, проводить элементарно анализ позиции;

·    составлять простейший план игры.

К концу обучения обучающиеся должны уметь:

·    ориентироваться на шахматной доске;

·    играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

·    правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;

·    различать горизонталь, вертикаль и диагональ;

·    рокировать;

·    объявлять шах, мат;

·    решать элементарные задачи на мат в один ход;

·    правильно вести себя за доской;

·    записывать шахматную партию;

·    матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

·    грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

·    находить несложные тактические приемы;

·    точно разыгрывать простейшие окончания;

·    пользоваться шахматными часами.

Материально-техническая база

Для реализации программы используются следующие средства:

 1. Комплекты шахматных фигур с досками – 3 шт.

2. Доска демонстрационная с комплектом фигур на маг-I-1шт.

3. Часы шахматные – 1 шт.

4. Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.