Программа «Юный натуралист»

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно соприкасаются с природой в самых разнообразных формах. Бесконечный и удивительный окружающий мир пробуждает у них живой интерес, любознательность, побуждает к деятельности. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и оказывают значительное влияние на отношение человека к природе, к Родине.

Решение проблемы «человек-общество-природа» неразрывно связано с уровнем знаний, с ценностной ориентацией, нравственно-этическими и эстетическими отношениями в социоприродной среде, сформированности ответственного отношения к окружающей природе. Познания детьми сегодняшнего мира в значительной мере будет способствовать сохранению природы в мире завтрашнем.

Экологическая грамотность стала жизненно необходима. Содержание программы «Юный натуралист», имеющей естественнонаучную направленность и несущей в своей основе развитие интереса к природе родного края и обучение детей навыкам разумного природопользования, направлено на решение этой задачи.

Образовательная программа ориентирована в первую очередь на изучение природы своего родного края, своей малой Родины. Она предполагает постепенное, в течение всех трёх лет обучения, углубление знаний об объектах природы и их взаимосвязи между собой, остепени влияния человека на окружающую среду.

Особенностью программы является то, что природа представлена в ней как ценность, а гуманное отношение к живому – как этический принцип поведения человека. Освоение данных представлений обеспечивает понимание ребенком необходимости экологически правильного отношения к природе.

Содержание программы направлено на формирование экологически обоснованного поведения детей в окружающей среде через активные формы изучения природы родного края. Подбор содержания деятельности основывается на психолого – физиологических особенностях средних школьников. Важными моментами в организации их деятельности является учет доступности изложения к пониманию и исполнению, эмоциональная окрашенность, красочное оформление, занимательность, разнообразие форм деятельности. Во время прогулок, экскурсий в природу по изучению родного края имеет место организация бесед на основе наблюдений за растениями и животными; фиксирование увиденного и обнаруженного в виде фотографирования, зарисовок; заготовка корма для зимующих птиц.

В процессе обучения учащиеся приобретают не только теоретические знания о природе родного края, но и практические навыки в направлении проектной, исследовательской и природоохранной деятельности. Практической работе в программе отведено 65% учебных часов в первый год обучения и 67% – во второй и третий годы обучения. Вся практико-ориентированная деятельность имеет прикладное значение и включает в себя также экскурсии, расширяющие базу знаний учащихся в области ботаники, зоологии, экологии; трудовые и экологические десанты, закладывающие основы трудового воспитания; практикумы по уходу за домашними животными и растениями.

Педагоги

Автор-составитель программы - Колопецина Надежда Михайловна, учитель химии и биологии высшей квалификационной категории, педагогический стаж 40 лет.

Содержание программы

Учебно-тематический план первого года обучения

Вводное занятие – 2 часа;
Мы познаём окружающий мир – 14 часов;
Живая природа родного края – 68 часов;
Будем беречь природу – 32 часа;
Организационно-массовые мероприятия – 12 часов.

ИТОГО: 128 часов.

Учебно-тематический план второго года обучения

Вводное занятие – 3 часа;
Осень в родном крае – 63 часа;
Зимнее царство – 50 часов;
Дыхание весны – 66 часов;
Организационно-массовые мероприятия – 10 часов.

ИТОГО: 192 часа.

 

Учебно-тематический план третьего года обучения

Введение - 3 часа;
Осенний калейдоскоп - 48 часов;

Зимняя школа природы - 66 часов;

Весенние сюрпризы - 75.

ИТОГО: 192 часа.

 

Цели программы

Цель программы – формирование экологической культуры через развитие познавательного интереса обучающихся к природе.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

Предметные:

· сформировать систему знаний о растительном и животном мире родного края;

· привить понимание основ взаимосвязи между явлениями и объектами природы;

· обучить навыкам природоохранной деятельности, экологически целесообразного поведения в природе.

Метапредметные:

· развивать способность к сотрудничеству, ведению совместной деятельности с педагогом и сверстниками, ведению диалога;

· привить умение самостоятельно формулировать проблему, определять цель и задачи в своей познавательной деятельности, правильно выстраивать алгоритм работы над проектом или исследованием;

· научить оформлению и представлению проектной и исследовательской работы.

Личностные:

· воспитывать чувство любви и уважения к природе, чувство ответственности за сохранение природных богатств;

· формировать потребность к активной созидательной деятельности по изучению и охране природы родного края;

· способствовать развитию навыков здорового образа жизни посредством общения с природой.

Результат программы

Программа первого года обучения направлена на познание родного края, на раскрытие взаимосвязей в природе на уровне, доступном пониманию обучающихся. Ведущая идея «все связано со всем» объединяет все элементы содержания, помогает решению задач экологического образования и воспитания обучающихся.

Все знакомства и исследования объектов окружающей природы, происходящие во время прогулок, экскурсий и занятий, осуществляются в тесной взаимосвязи с сезонными изменениями в природе.

Во второй год обучения предусматривается познание природы родного края на уровне сообществ с учетом их естественного изменения и антропогенного воздействия.

Изучение природы осуществляется в более усложненных формах. Познавательная деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышления. В ней развиваются мыслительные способности детей, расширяется круг знаний. Развивается потребность в книге, в чтении, в поиске дополнительной информации для обоснования результатов разнообразных наблюдений. Повышенное внимание уделяется народной мудрости – приметам, основанных на наблюдениях наших предков.

Третий год обучения направлен на формирование заботливого, внимательного и ответственного отношения к природе при более глубоком познании объектов и явлений природы родного края.

Ведущая идея курса созвучна с экологическим законом «Природа знает лучше». Особое внимание уделяется усвоению детьми новых форм взаимоотношений с природой и социумом. Активная и эмоционально насыщенная познавательная и природоохранная деятельность направлена на постепенное вытеснение потребительского отношения пониманием того, что окружающий мир – объект постоянной заботы людей и что за его благополучие каждый несет персональную ответственность.

Обучающиеся 1 –го года обучения должны

а) знать:

 - правила поведения во время экскурсии;

 - строение растений: их части – корень, стебель, почки, лист, цветок и плод;

 - основные свойства живых организмов: питание, дыхание, рост, развитие, размножение;

 - разнообразие жизненных форм растений: деревья, кустарники, травянистые растения;

 - 15 дикорастущих и 15 культурных растений родного края;

 - 10 диких и домашних животные своего края;

б) уметь:

 - соблюдать правила безопасности при практических работах и на экскурсиях;

 - проводить целенаправленные простейшие наблюдения и рассказывать о них;

 - выполнять правила личной гигиены;

 - бережно и заботливо относиться к окружающему миру природы.

 Обучающиеся 2 –го года обучения должны

а) знать:

 - правила поведения во время экскурсии;

 - строение растений: их части – корень, стебель, почки верхушечные и пазушные, лист, побег вегетативный;

 - основные свойства живых организмов: питание, дыхание, рост, развитие, размножение;

 - растительные сообщества родного края;

- разнообразие жизненных форм растений: деревья, кустарники, кустарнички, травянистые растения;

 - по 25 дикорастущих лесных и культурных комнатных растений своего края;

 - по 10 диких и домашних – птиц своего края.

б) уметь:

 - соблюдать правила безопасности при экспериментах и на экскурсиях;

 - проводить целенаправленные простейшие наблюдения и рассказывать о них;

 - выполнять правила личной гигиены;

 - бережно и заботливо относиться к окружающему миру природы;

 - понимать ценности природы;

 - позитивно относиться к экологической деятельности.

 Обучающиеся 3 – го года обучения должны

а) знать:

 - правила поведения во время экскурсии;

 - строение растений: их части – корень главный и боковые, стебель, почки верхушечные и пазушные, лист, побег вегетативный и генеративный;

 - основные свойства живых организмов: питание, дыхание, рост, развитие, размножение;

 - растительные сообщества родного края;

 - экологические факторы: вода, температура, воздух, соленость;

 - экологические проблемы родного края;

 - разнообразие жизненных форм растений: деревья, кустарники, кустарнички, травянистые растения;

 - по 30 дикорастущих лесных и культурных растений своего края;

 - по 10 диких краснокнижных животных и растений своего края.

б) уметь:

 - соблюдать правила безопасности при экспериментах и на экскурсиях;

 - проводить целенаправленные простейшие наблюдения и рассказывать о них;

 - выполнять правила личной гигиены;

 - бережно и заботливо относиться к окружающему миру природы;

 - понимать ценности природы;

 - позитивно относиться к экологической деятельности;

 - сотрудничать.

 

Особые условия проведения

Особых условий нет.Свободный набор в группу обучения.

Материально-техническая база

Условия реализации образовательной программы

1. Занятия детей проводятся в кабинете для предметных уроков своего возраста, по мере необходимости в специализированных предметных кабинетах по биологии и химии или информатики.

2.Для организации деятельности обучающихся объединения имеются следующие учебно – наглядные пособия:

- атласы – определители растений и животных,

- атласы Новосибирской области,

- определители растений и животных,

- гербарии растений,

- коллекции насекомых,

- муляжи грибов, плодов,

- модели цветков,

- тематические наборы открыток растений и животных различных экосистем (биогеоценозов),

- фотоальбомы растений и животных родного края

- демонстрационный и раздаточный дидактический материал по биологии растений и животных,

– печатные пособия по биологии растений и животных,

– Красная книга НСО, России,

– набор хим. реактивов, хим. посуды, приспособлений,

– наборы удобрений,

– краеведческий материал,

-видеофильм о природоохранных территориях НСО,

– видеофильмы о земноводных, птицах, млекопитающих НСО,

– видеофильмы "Великие чудеса света",

-видеофильм "Русская природа",

-видеофильм "Музыка природы",

– видеофильм "Путешествие капли воды",

– учебная научно-познавательная литература,

– справочники,

– энциклопедии,

3. Телевизор

4. Компьютеры, компьютерные программы

5. Видеопроектор, экран