Программа «Фантазия»

Актуальность программы.

Программа организации образовательной деятельности «Фантазия» имеет социально-педагогическую направленность. В связи со стремительным изменением и развитием информационной структуры общества требуется новый подход к формам работы с детьми. Активно начали развиваться средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь.

 

 

Программа «Фантазия» относится к базовому уровню, что предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантировано обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

 

Программа предусматривает обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи обучающегося.

 

Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая обучающихся в систему средств массовой коммуникации общества. Работать в различных направлениях деятельности журналистского мастерства, а также иметь возможность публикации наработанных материалов в образовательных учреждениях, а также в печатных изданиях района.

 

Программа предусматривает работу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами путем организации образовательного процесса с учетом особенностей психофизического развития категории обучающегося.

 

Настоящая программа адресована для обучающихся с 12-17 лет и предполагают групповую форму работы (обучающиеся делятся на две группы в зависимости от возраста) в соответствии с требованиями СанПин 2.4.4.3172-14[1]:

 

Её отличительная особенность в том, что на занятиях обучающиеся с ОВЗ учатся получать и анализировать информацию, развивают устную и письменную речь, создают авторские материалы, выполняют творческие задания, работают в команде и индивидуально, проявляют инициативу, коммуникабельность, успешно выстраивают диалог с взрослыми, проявляют желание занимать активную жизненную позицию.

Программа рассчитана на обучающихся 6-11-х классов и способствует решению такого блока задач, как: совершенствование речевой деятельности, развитие коммуникативных навыков, социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация и социализация.

 

В творческом объединении «Фантазия» ведется работа по:

1. Составлению альбома лучших работ по публицистике обучающихся в творческом объединении.

2. Фото и видеотека выполненных работ.

3. Подшивка изданных газет, а также статей с публикациями в других СМИ.

4. Участию в конкурсной деятельности различного уровня.

5. Размещению материала на сайте образовательного учреждения.

 

 

Срок реализации программы – 1 год, 36 недель, 144 часа.

Формы занятия, предусмотренные программой:

1. свободная творческая дискуссия;

2. ролевые игры;

3. выполнение творческих (журналистских) заданий;

4. активные методы формирования системы общения;

5. практическая работа (подготовка материалов для публикаций в газетах образовательных учреждений поселка).

 

Форма обучения –очная, с применением дистанционных технологий.

Педагоги

Баганова Ирина Владимировна, педагог дополнительного образования Баганского Дома детского творчества. Свою педагогическую деятельность осуществляет с января 2020 года. Обучающиеся объединения «Репортер» создают газету Дома Детского творчества «Ритм», где освещают всю деятельность учреждения.

Расписание

Понедельник – 17.15 - 18.00

Вторник- 17.15 - 18.00

Среда- 17.15 - 18.00

Четверг −17.15 - 18.00

Содержание программы

Вводное занятие. Техника безопасности при работе в кабинете журналистики. «Журналистика как вид деятельности и профессия». Беседа с членами кружка. Создание собственной редакции (распределение обязанностей)-4ч.
История русской журналистики. (18 век, 19 век, 20 век) -6ч.
Журналистика как профессия. Формирование представлений о профессии журналиста-6ч.
Жанры журналистики -12ч.
Стилистические фигуры речи. Понятие тропов. Выразительные средства языка-8ч.
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение-4ч.
Стили русского литературного языка. Публицистический стиль и его особенности- 8ч.
Газетный язык и авторский почерк. Особенности газетного языка-6ч.
Источники информации (очевидцы, литературные источники, интернет- источники). Правила оформления источников информации-8ч.
Композиция материала (текста) в публицистике-4ч.
Технические средства журналиста.
Газета в образовательном учреждении. Планирование шаг за шагом-12ч.
Игровая постановка «Наша редакция»-6ч.
Деловая игра «Профессия репортер»-6ч.
Журналистские задания-48ч.

Итоговое занятие -2ч.

Цели программы

Цель программы – формирование творческого потенциала и развитие коммуникативного поведения обучающихся с ОВЗ средствами детской журналистики.

 

Задачи:

Личностные задачи:

-формирование представлений, обучающихся об особенностях журналистской профессии;

-овладение методами журналистской работы (навыками поиска, обработки, отбора, использования, распространения информации);

-формирование профессиональных навыков создания авторского материала;

-воспитание культуры поведения и речи;

 

Метапредметные задачи:

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, навыков самосовершенствования;

-развитие коммуникативных навыков (речевые умения и навыки (грамотная устная и письменная речь), навыки взаимодействия и сотрудничества);

-формирование практических навыков создания авторского текста.

 

Предметные задачи:

-формирование нравственности, духовных ценностей, рефлексивного мышления;

-пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду общественной деятельности;

-формирование потребности в постоянном повышении информированности;

-формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции.

 

Коррекционные задачи:

- развитие творческих способностей обучающегося с ОВЗ;

- удовлетворение ее потребностей в познании основ работы журналиста;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;

- организация свободного времени, обучающегося с ОВЗ методом вовлечения в воспитательные мероприятия;

- поддержание познавательной активности на занятиях;

- адаптация к жизни в обществе посредством занятий журналистикой;

- пробуждение интереса к предметному и социальному миру;

- содействие профессиональной ориентации.

Результат программы

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

 

 

 - Личностные результаты освоения курса предполагают:

- приобретение первичного опыта в процессе подготовки выпусков газеты;

- «Ритм»;

- получение возможности проявлять инициативу в принятии решений; понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской;

- деятельности.

 

- Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, и отражают:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;

- деятельность с использованием различных средств коммуникации.

 

- Предметные результаты изучения курса «Фантазия» отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы кружка «Фантазия» обучающиеся:

- познакомятся с основными терминами журналистики;

- приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту текстов, инструкций;

- получат возможность самостоятельно организовывать поиск информации; приобретут умение работать в проектном режим при создании выпусков газеты;

- приобретут опыт уважительного отношения к творчеству, как к своему, так и других людей;

- научатся давать оценку результатам своего труда, приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;

- приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания;

- школьной газеты;

- научатся работать над выполнением задания редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юных корреспондентов – научатся распределять работу между участниками проекта;

- поймут сущность журналистской профессии как информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;

- приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Особые условия проведения

В процессе обучения используются информационно-коммуникативные средства: мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, электронные библиотеки, общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности: текстовый редактор, Power Paint (редактор создания презентаций), Muvee Raveal (программа создания фильмов).

В работе с обучающимися используются экранно-звуковые пособия: аудиозаписи музыки, видеоролики, презентации, фильмы социальной тематики.

 

Особенности организации образовательного процесса – очное обучение, дистанционное обучение.

Дистанционное обучение:

Занятия, которые проходят с применением дистанционных образовательных технологий могут включать:

- онлайн занятия, онлайн консультации;

- фрагменты и материалы доступных образовательных интернет-ресурсов;

- инструкции по выполнению практических заданий;

- дидактические материалы;

- и др.

 

Структура занятий с применением дистанционных образовательных технологий содержит основные компоненты, что и занятия в очной форме.

- Skype – данная площадка позволяет проведение видеоконференций численностью до 50 участников, также присутствует возможность совершать индивидуальные и групповые голосовые и бесплатные видеозвонки и отправлять мгновенные сообщения и файлы другим пользователям.
- Zoom – эта платформа отлично подходит для проведения онлайн-занятий, бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут с возможностью онлайн-общения до 100 человек, присутствует чат, в котором можно писать сообщения, передавать файлы.

- Disscord – это бесплатный мессенджер с поддержкой видеоконференций, где присутствует голосовой и текстовый чат.

Материально-техническая база

Техническое оснащение занятий.

 

Оборудование и инструменты:

1. Канцелярские товары:

· цветная бумага;

· гофрированный картон;

· ножницы;

· карандаши;

· ручки;

· ватманы;

· краски;

· кисти.

2. Оборудование:

· ноутбук;

·принтер для печати газеты;

·столы;

· стулья;

· фотоаппарат.

 

 

Для эффективной реализации и усвоение программы для обучающихся разработаны:

- Перечень правил совместной работы.

- Тезисы по темам.

- Устные письменные ответы на вопросы и задания.

- Схема-таблица «Виды и типы СМИ».  

- Правила создания текста, которым должен следовать автор.

- Перечень критериев оценки текста.

-Таблица «Виды заметок».

- Конспекты по темам лекций.

- Авторские репортажи.

- Алгоритм написания отчета.

- Отчеты о событиях и мероприятиях.

- Схема структура редакционного коллектива.

- Шаблоны полос.

- Макеты газет.