- Главная
- Направления
- Социально-гуманитарная
- Лингвистика
- Программа «Фантазия»
Программа «Фантазия»
Актуальность программы.
Программа организации образовательной деятельности «Фантазия» имеет социально-педагогическую направленность. В связи со стремительным изменением и развитием информационной структуры общества требуется новый подход к формам работы с детьми. Активно начали развиваться средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь.
Программа «Фантазия» относится к базовому уровню, что предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантировано обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
Программа предусматривает обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи обучающегося.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая обучающихся в систему средств массовой коммуникации общества. Работать в различных направлениях деятельности журналистского мастерства, а также иметь возможность публикации наработанных материалов в образовательных учреждениях, а также в печатных изданиях района.
Программа предусматривает работу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами путем организации образовательного процесса с учетом особенностей психофизического развития категории обучающегося.
Настоящая программа адресована для обучающихся с 12-17 лет и предполагают групповую форму работы (обучающиеся делятся на две группы в зависимости от возраста) в соответствии с требованиями СанПин 2.4.4.3172-14[1]:
Её отличительная особенность в том, что на занятиях обучающиеся с ОВЗ учатся получать и анализировать информацию, развивают устную и письменную речь, создают авторские материалы, выполняют творческие задания, работают в команде и индивидуально, проявляют инициативу, коммуникабельность, успешно выстраивают диалог с взрослыми, проявляют желание занимать активную жизненную позицию.
Программа рассчитана на обучающихся 6-11-х классов и способствует решению такого блока задач, как: совершенствование речевой деятельности, развитие коммуникативных навыков, социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация и социализация.
В творческом объединении «Фантазия» ведется работа по:
1. Составлению альбома лучших работ по публицистике обучающихся в творческом объединении.
2. Фото и видеотека выполненных работ.
3. Подшивка изданных газет, а также статей с публикациями в других СМИ.
4. Участию в конкурсной деятельности различного уровня.
5. Размещению материала на сайте образовательного учреждения.
Срок реализации программы – 1 год, 36 недель, 144 часа.
Формы занятия, предусмотренные программой:
1. свободная творческая дискуссия;
2. ролевые игры;
3. выполнение творческих (журналистских) заданий;
4. активные методы формирования системы общения;
5. практическая работа (подготовка материалов для публикаций в газетах образовательных учреждений поселка).
Форма обучения –очная, с применением дистанционных технологий.
Педагоги
Баганова Ирина Владимировна, педагог дополнительного образования Баганского Дома детского творчества. Свою педагогическую деятельность осуществляет с января 2020 года. Обучающиеся объединения «Репортер» создают газету Дома Детского творчества «Ритм», где освещают всю деятельность учреждения.
Расписание
Понедельник – 17.15 - 18.00
Вторник- 17.15 - 18.00
Среда- 17.15 - 18.00
Четверг −17.15 - 18.00
Содержание программы
Вводное занятие. Техника безопасности при работе в кабинете журналистики. «Журналистика как вид деятельности и профессия». Беседа с членами кружка. Создание собственной редакции (распределение обязанностей)-4ч.
История русской журналистики. (18 век, 19 век, 20 век) -6ч.
Журналистика как профессия. Формирование представлений о профессии журналиста-6ч.
Жанры журналистики -12ч.
Стилистические фигуры речи. Понятие тропов. Выразительные средства языка-8ч.
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение-4ч.
Стили русского литературного языка. Публицистический стиль и его особенности- 8ч.
Газетный язык и авторский почерк. Особенности газетного языка-6ч.
Источники информации (очевидцы, литературные источники, интернет- источники). Правила оформления источников информации-8ч.
Композиция материала (текста) в публицистике-4ч.
Технические средства журналиста.
Газета в образовательном учреждении. Планирование шаг за шагом-12ч.
Игровая постановка «Наша редакция»-6ч.
Деловая игра «Профессия репортер»-6ч.
Журналистские задания-48ч.
Итоговое занятие -2ч.
Цели программы
Цель программы – формирование творческого потенциала и развитие коммуникативного поведения обучающихся с ОВЗ средствами детской журналистики.
Задачи:
Личностные задачи:
-формирование представлений, обучающихся об особенностях журналистской профессии;
-овладение методами журналистской работы (навыками поиска, обработки, отбора, использования, распространения информации);
-формирование профессиональных навыков создания авторского материала;
-воспитание культуры поведения и речи;
Метапредметные задачи:
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, навыков самосовершенствования;
-развитие коммуникативных навыков (речевые умения и навыки (грамотная устная и письменная речь), навыки взаимодействия и сотрудничества);
-формирование практических навыков создания авторского текста.
Предметные задачи:
-формирование нравственности, духовных ценностей, рефлексивного мышления;
-пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду общественной деятельности;
-формирование потребности в постоянном повышении информированности;
-формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции.
Коррекционные задачи:
- развитие творческих способностей обучающегося с ОВЗ;
- удовлетворение ее потребностей в познании основ работы журналиста;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;
- организация свободного времени, обучающегося с ОВЗ методом вовлечения в воспитательные мероприятия;
- поддержание познавательной активности на занятиях;
- адаптация к жизни в обществе посредством занятий журналистикой;
- пробуждение интереса к предметному и социальному миру;
- содействие профессиональной ориентации.
Результат программы
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
- Личностные результаты освоения курса предполагают:
- приобретение первичного опыта в процессе подготовки выпусков газеты;
- «Ритм»;
- получение возможности проявлять инициативу в принятии решений; понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской;
- деятельности.
- Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, и отражают:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
- деятельность с использованием различных средств коммуникации.
- Предметные результаты изучения курса «Фантазия» отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы кружка «Фантазия» обучающиеся:
- познакомятся с основными терминами журналистики;
- приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту текстов, инструкций;
- получат возможность самостоятельно организовывать поиск информации; приобретут умение работать в проектном режим при создании выпусков газеты;
- приобретут опыт уважительного отношения к творчеству, как к своему, так и других людей;
- научатся давать оценку результатам своего труда, приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;
- приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания;
- школьной газеты;
- научатся работать над выполнением задания редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юных корреспондентов – научатся распределять работу между участниками проекта;
- поймут сущность журналистской профессии как информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
- приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Особые условия проведения
В процессе обучения используются информационно-коммуникативные средства: мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, электронные библиотеки, общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности: текстовый редактор, Power Paint (редактор создания презентаций), Muvee Raveal (программа создания фильмов).
В работе с обучающимися используются экранно-звуковые пособия: аудиозаписи музыки, видеоролики, презентации, фильмы социальной тематики.
Особенности организации образовательного процесса – очное обучение, дистанционное обучение.
Дистанционное обучение:
Занятия, которые проходят с применением дистанционных образовательных технологий могут включать:
- онлайн занятия, онлайн консультации;
- фрагменты и материалы доступных образовательных интернет-ресурсов;
- инструкции по выполнению практических заданий;
- дидактические материалы;
- и др.
Структура занятий с применением дистанционных образовательных технологий содержит основные компоненты, что и занятия в очной форме.
- Skype – данная площадка позволяет проведение видеоконференций численностью до 50 участников, также присутствует возможность совершать индивидуальные и групповые голосовые и бесплатные видеозвонки и отправлять мгновенные сообщения и файлы другим пользователям.
- Zoom – эта платформа отлично подходит для проведения онлайн-занятий, бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут с возможностью онлайн-общения до 100 человек, присутствует чат, в котором можно писать сообщения, передавать файлы.
- Disscord – это бесплатный мессенджер с поддержкой видеоконференций, где присутствует голосовой и текстовый чат.
Материально-техническая база
Техническое оснащение занятий.
Оборудование и инструменты:
1. Канцелярские товары:
· цветная бумага;
· гофрированный картон;
· ножницы;
· карандаши;
· ручки;
· ватманы;
· краски;
· кисти.
2. Оборудование:
· ноутбук;
·принтер для печати газеты;
·столы;
· стулья;
· фотоаппарат.
Для эффективной реализации и усвоение программы для обучающихся разработаны:
- Перечень правил совместной работы.
- Тезисы по темам.
- Устные письменные ответы на вопросы и задания.
- Схема-таблица «Виды и типы СМИ».
- Правила создания текста, которым должен следовать автор.
- Перечень критериев оценки текста.
-Таблица «Виды заметок».
- Конспекты по темам лекций.
- Авторские репортажи.
- Алгоритм написания отчета.
- Отчеты о событиях и мероприятиях.
- Схема структура редакционного коллектива.
- Шаблоны полос.
- Макеты газет.