«Практические основы туризма» МЗ

Обучение по программе интегрировано со школьным курсом, опираясь на знания, полученные в школе, расширяет и дополняет изучаемые предметы: основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура, география, трудовое обучение, информатика. Необходимость практического применения знаний, умений и навыков усиливает интерес учащихся к углубленному изучению данных предметов.

 

 

Программа постоянно уточняется и дорабатывается с учетом появления новых форм образовательной деятельности, новых конкурсов и соревнований, нового опыта, накапливаемого в процессе реализации программы, или предъявляемого специальной литературой. Так содержание многих занятий по подготовке к соревнованиям по спортивному туризму, программы которых постоянно обновляются (с целью соответствия уровню всероссийскихсоревнований), тоже обновляется непосредственно перед самим занятием. Для разработки маршрутов используется информация размещенная в сети Интернет.

 

 

Так же используются компьютерные программы для расчета продуктовой раскладки и для подготовки и составления отчетов о совершенных походах, что требует совершенно поиному строить занятия, подчас, перенимая опыт воспитанников. Заложенное в программе освоение нового оборудования и туристского снаряжения, появляющегося в связи с развитием технического прогресса (газовые горелки, новые ткани и многое др.) повышает возможности и увеличивает выбор туристских маршрутов.

Педагоги

Кондакова Марина Валерьевна - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. Педагогический стаж – 30 лет.

 

Курсы повышения квалификации: Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2016 год. Лауреат регионального этапа, победитель зонального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования "Сердце отдаю детям".

Содержание программы

Учебный план:

  1. Вводное занятие - 2 часа.
  2. Основы гигиены и первая доврачебная помощь - 6 часов.
  3. Основы туристской подготовки - 22 часа.
  4. Специальная туристская подготовка - 8 часов.
  5. Топография - 12 часов.
  6. Физическая подготовка - 6 часов.
  7. Походы - 16 часов.

Итого: 72 часа.

Цели программы

Цель программы: формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления.

 


Программа преследует следующие задачи:

  • развивать индивидуальность, личную культуру, коммуникативные способности ребенка;
  • укреплять здоровье, содействовать правильному физическому развитию учащихся;
  • обучать жизненно важным двигательным действиям;
  • формировать умения, необходимые для выживания в экстремальных ситуациях;
  • приобщать учащихся к краеведческой и поисковой деятельности;
  • воспитывать привычки к систематическим занятиям туризмом и прививать необходимые гигиенические навыки и умения;
  • воспитывать у учащихся патриотизм, бережное отношение к природному и культурному наследию малой родины;
  • воспитывать у туристов волевые качества: целеустремленность, настойчивость и инициативу, решительность и смелость, выдержку и самообладание.

Результат программы

В конце обучения учащиеся должны:


Знать:

  • виды туристской деятельности;
  • виды туризма (пеший, лыжный, равнинный, горный, самодеятельный, спортивный);
  • характеризовать основные физические качества.


Уметь:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, ориентируясь в естественной природной среде по природным ориентирам, используя топографические карты, справочную литературу;
  • отвечать на вопросы и задавать вопросы;
  • выслушивать друг друга;
  • рассказывать о режиме дня, об истории возникновения физической культуры и туризма, о личной гигиене; о влиянии физических упражнений на организм и здоровье человека;
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе, детском коллективе;
  • понимать значение занятий туризмом для общефизической подготовки и укрепления здоровья человека;
  • участвовать в ПВД, двухдневных походах, туристских слетах.

 


Реализация Программы предполагает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

 

Предметные

  • выполнять правила поведения на занятиях по общефизической и туристской подготовке;
  • рассказывать об истории возникновения физической культуры и туризма;
  • понимать значение физических упражнений для здоровья человека;
  • рассказывать о месте ОФП в режиме дня, о личной гигиене, о правильной осанке;
  • называть правила ведения ЗОЖ;
  • называть основные физические качества человека;
  • определять подбор одежды и инвентаря для туристических прогулок и походов;
  • самостоятельно выполнять первоначальные действия юного туриста в природе, в быту, в необустроенных условиях.


Метапредметные

  • адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы педагогом;
  • следовать на занятиях инструкциям педагога;
  • вносить коррективы в свою работу;
  • понимать цель выполняемых действий;
  • адекватно оценивать правильность выполнения задания;
  • самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие физических качеств;
  • первоначальным туристическим умениям и навыкам;
  • работать индивидуально и в группе;
  • умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
  • беречь и защищать природу экологическое мышление.


Познавательные:

  • «читать» простейшие топографические знаки, данные в географическом атласе;
  • изучать "Кодекс туриста".

Материально-техническая база

- Учебное помещение: учебный кабинет МБОУДО ЦДОД, ул. Деповская, 17.

  

- Материально-техническая база: компьютер, принтер, мультимедийная установка, экран, фотоаппаратура, наглядные пособия, манекен «Гоша», туристское снаряжение: рюкзаки-15 шт., палатки летние и зимние, коврики туристические-15 шт., спальные мешки – 15 шт., костровое, походная мебель, топор, пила веревочная, компас- 15 шт., веревка −200 метров, карабин −75 шт., кроль-15 шт., жумар −15 шт, рапид-15 шт, спусковое устройство −15 шт, трек −15 шт., карабин – автомат −15 шт., реп-шнур −30 шт., грудная обвязка −15 шт., поясная обвязка – 15 шт., каска – 15 шт., фонарь налобный – 30 шт., зарядное устройство −1 шт, аккумуляторы – 8 шт., система страховочная −2 шт., ус – 30 шт., педаль −15 шт., противооткидыватель −15 шт., пантин – 15 шт., бахилы – 15 пар.

 

- Информационное обеспечение:

  • программа «Практические основы туризма» размещена на портале "Навигатор";
  • проводимые мероприятия будут освещаться в СМИ, в сети Интернет на сайтах социальных партнеров: администрация Барабинского района Новосибирской области, еженедельные издания «Аспект» и «Барабинский вестник», сайты ОУ. 

 

- Педагогические технологии, применяемые при реализации программы:

  • личностно-ориентированного обучения;
  • индивидуализации обучения (адаптивная);
  • групповая;
  • коллективной творческой деятельности;
  • здоровьесберегающая.

 
- Дидактические материалы:

  • наличие материалов для проведения коллективных (групповых) и индивидуальных занятий;
  • наличие материалов для проведения бесед, лекций, экскурсий, музейных уроков и других мероприятий музея;
  • положение по туризму;
  • наглядные материалы;
  • слайд-материалы по темам программы;
  • стенды по т/б.