Программа «Живые традиции»

  • (1)

Фольклор – это народная мудрость, скрытая в звуках песни, движениях танца, сказках, во всем том, что помогало человеку жить.

 

Каждый народ имеет свою неповторимую национальную культуру. На протяжении тысячелетий из поколения в поколение люди хранили веками накопленные знания, передавая их через устное народное творчество, пение, танцы и обряды. Издавна народ придает своему песенному творчеству большое воспитательное значение. Песни не только развлекают, но и обогащают новыми впечатлениями, дают им яркие образы окружающей действительности, учат радоваться добру, сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому и, обогащают, таким образом, духовный мир детей.

 

Благодаря систематическим занятиям по изучению традиционной культуры каждый ребёнок откроет для себя красочный мир народного искусства. И что не мало важно, познакомится с исконными традициями своей малой Родины – Новосибирской области.

 

Уроки народного творчества помогают привить детям любовь к народной песне, национальным обрядам, уважение к духовным и культурным традициям не только своего, но и других народов. Это является неотъемлемою частью нравственного и патриотического воспитания детей.

 

Актуальность программы обусловлена острой необходимостью воспитания обучающихся в МКУ ДО «Доме творчества детей и молодежи» цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности.

 

Отличительной особенностью является построение учебного материала, исходя из цикличности народного календаря, повторности и периодичности обрядовых песен, танцев, закличек и т. д. Деятельность, направленная на реализацию данной программы, предполагает, что обязательно будут учтены в планировании даты проведения фольклорных праздников. Следовательно, формирование песенного репертуара будет иметь не только теоретическое, но и практическое воплощение.

 

Новизна этой программы состоит в использовании игровых технологий, позволяющих достичь оптимального результата за минимальное количество часов. Обучение по программе организовано с учётом событий русского календарно-обрядового круга, при этом опирается на закономерности, лежащие в основе народного календаря, праздников и обрядов, которые в своем единстве формируют ее содержательную и методическую части.

Педагоги

Кирпиченко Оксана Александровна, педагог дополнительного образования.

Стаж работы: 1 год

Расписание

Группа (ул. Матросова, д. 1)

Четверг: 14.00-16.00 часов;

Воскресенье: 13.00-15.00 часов.

 

Группа (ул. Пролетарская, д. 81)

Понедельник: 15.00-17.00 часов;

Среда: 15.00-17.00 часов.

 

 

Содержание программы

Обучение по данной программе рассчитано на 1 год, в объеме 144 часа (2 занятия в неделю по 2 часа),

 

Теория – 42 ч.:

Практика – 102 ч.:

 

1. Вводный урок:

Теория: Знакомство с программой курса, его содержанием, формами работы, практическими работами. Инструктаж по технике безопасности на занятиях – 2 ч.

Практика: Игры на знакомство. – 2 ч.

2. "Традиции«:

Теория: Знакомство с традициями русского народа, края, семьи. Что такое традиционная культура. Основные календарно-земледельческие обряды года.- 4 ч.

Практика: Составление презентации по теме.- 10 ч.

3. Народный календарь. Сентябрь.:

Теория: Осень на Руси. Сенокос и жатва. Жатвенные обряды и песни. Потешки. Русская свадьба.- 4 ч.

Практика: Исполнение изученных песен и потешек.- 10 ч.

4. Народный календарь. Октябрь.:

Теория: Ерофей – мученик: проделки лешего – сказки и поверья. Праздник урожая «Осенины». Покров-батюшка. Потешки, прибаутки. Игры, разновидности игр.- 4 ч.

Практика: Исполнение изученных потешек. Игры.- 10 ч.

5. Народный календарь. Ноябрь.:

Теория: Кузьминки-встреча зимы. Пословицы, поговорки, загадки про зиму, снег, вьюгу.Зимние святочные игры, песни, пляски. Колядки.- 4 ч.

Практика: Исполнение изученных песен. Игры. Театрализованное представление.- 10 ч.

6. Народный календарь. Декабрь.:

Теория: «Рождество Христово»-театрализованное обрядовое действие. Зимние календарные обряды и песни. Святочные игры, ряженные. Зимние торги. Ярмарка, базар.- 4 ч.

Практика: Исполнение изученных песен. Игры. Театрализованное представление.- 10 ч.

7. Народный календарь. Январь.:

Теория: День памяти Ильи Муромца. Святки. Крещенский сочельник. Зимние потешки, забавы и игры.- 4 ч.

Практика: Игры. Театрализованное представление.- 10 ч.

8. Народный календарь. Февраль.:

Теория: Подготовка к весне. Подготовка к Масленнице. Масленичные обряды. Праздник "Широкая масленица".- 4 ч.

Практика: Праздник с концертной программой. Викторина "Зимушка-зима".- 10 ч.

9. Народный календарь. Март.:

Теория: Знакомство с Великим постом. Знакомство с орудиями труда. Сороки – встреча первых птиц, закликание весны. Вербное воскресенье. Потешки, прибаутки.- 4 ч.

Практика: Игры. Театрализованное представление.- 10 ч.

10. Народный календарь. Апрель.:

Теория: " 1 апреля-никому не верь«: дразнилки, докучные сказки, частушки. «Благовещенье» – обряд освобождения птиц. Весенние хороводы, песни, игры. Подготовка к «Красной горке» – театрализованному обрядовому действию. Подготовка к выставке народных игрушек, детских поделок и рисунков.- 4 ч.

Практика: Театрализованное обрядовое действие «Красная горка». Выставка народных игрушек, детских поделок и рисунков.- 10 ч.

11. Народный календарь. Май.:

Теория: Календарные праздники и обряды летних месяцев. Троица. Иван купала. Потешки, прибаутки. Подготовка к театрализованному обрядовому действию.- 4 ч.

Практика: Театрализованное обрядовое действие. Исполнение изученных потешек.- 10 ч.

 

Цели программы

Цель программы: создание наиболее благоприятных условий для социализации ребенка через изучение традиций и обычаев российского народа.

 

Задачи:

 

Предметные:

- формирование представлений о праздниках, традициях, ремёслах русского народа; знакомство со старым и новым( со времён Петра 1) русским бытом;

- формирование интереса к народному творчеству;

- воспитание чувства любви и привязанности к своей Родине, ее истории, традициям, культуре.

 

Метапредметные:

- развить музыкальные способности

(чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);

- развить музыкальный вкус учащихся;

через песню, фольклорный танец, игру;

- развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности, активности;

 

Личностные:

- формирование активной жизненной и гражданской позиции;

- воспитание чувства любви и привязанности к своей Родине, ее истории, традициям, культуре.

- формирование умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива;

- формирование потребности в самопознании, в саморазвитии.

Материально-техническая база

На занятиях используются:

- технические средства: проектор, компьютер, экран, принтер;

- доска, столы (парты), стулья.

– дидактические и наглядные пособия;

- методическая литература.

Видео

[ "" ]