Программа «Занимательное оригами»

Занятия оригами являются неотъемлемым дополнением к урокам труда, окружающего мира, урокам рисования и другим учебным предметам, поэтому эти занятия необходимо проводить еженедельно. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Количество детей в группе – 15 человек. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используется музыкальное сопровождение с записями звуков живой природы и детских песен. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений, т.к. музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Место проведения занятий – классная комната. Дети организовывают свое рабочее место за партами. Перед занятиями классная комната обязательно проветривается.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Педагоги

Селюгина Наталья Викторовна учитель начальных классов

 

Содержание программы


1. Вводное занятие. Беседа по охране труда - 1 ч.
2. Знакомство с оригами - 1 ч.
3. Термины, принятые в оригами. Сказка о капитане - 1 ч.
4. Базовая форма "Треугольник". Осенние листья - 1 ч.
5. Базовая форма "Треугольник". Собачка.  - 1 ч.
6. Базовая форма "Треугольник". Зайчонок  -  1 ч.
7. Базовая форма "Треугольник".  Яхта и пароход. - 1 ч.
8. Базовая форма "Треугольник" "Кораблик в море". - 1 ч.
9. Базовая форма "Треугольник". Стаканчик и фуражка. - 1 ч.
10. Базовая форма "Треугольник". Синица и снегирь. - 1 ч.
11. Базовая форма "Треугольник". "Птицы в лесу". - 1 ч.
12. Базовая форма "Воздушный змей". Кролик и щенок. - 1 ч.
13. Базовая форма "Воздушный змей". Курочка и петушок. - 1 ч.
14. Базовая форма "Воздушный змей". Новогодние открытки - 1 ч.
15. Базовая форма "Дед Мороз и Снегурочка - 1 ч.
16. Базовая форма "Воздушный змей". Елочки и шары - 1 ч.
17. Базовая форма "Воздушный змей". Рыбки и аквариум - 1 ч.
18. Базовая форма "Двойной треугольник". Подснежник.  - 1 ч.
19. Базовая форма "Двойной треугольник". - 1 ч.
20. Базовая форма "Двойной треугольник". Бабочка. - 1 ч.
21. Базовая форма "Двойной квадрат". Божья коровка  - 1 ч.
22. Цветы к празднику 8 марта. Открытка "Букет гвоздик". - 1 ч.
23. Цветы к празднику 8 марта. Открытка "Букет роз". - 1 ч.
24. Базовая форма "Двойной квадрат" Жаба - 1 ч.
25. Базовая форма "Двойной квадрат". Островок в пруду. - 1 ч.
26. Базовая форма "Конверт". Яхта. - 1 ч.
27. Базовая форма "Конверт". Пароход и подводная лодка. - 1 ч.
28. Цветочные композиции. Нарцисс.  - 1 ч.
29. Цветочные композиции. Лилия.  - 1 ч.
30. Впереди – лето!  Волшебный цветок. - 1 ч.
31. Впереди – лето!  Парусный кораблик. - 1 ч.
32. Впереди – лето! Парусный кораблик. -  1 ч.

33. Оформление выставочных работ. - 1 ч.

34. Выставка работ - 1 ч.

Цели программы

Цель программы:

Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников и повышение эффективности их обучения в следующих классах.

Задачи программы:

Обучающие:

· Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

· Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

· Обучение различным приемам работы с бумагой.

· Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

· Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

· Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

· Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

 

Воспитательные:

· Воспитание интереса к искусству оригами.

· Расширение коммуникативных способностей детей.

· Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Результат программы

Ожидаемый результат:

учащиеся научатся:

· Целенаправленно сосредотачиваться.

· Применять специальные приемы для лучшего запоминания.

· Строить правильные суждения.

· Сравнивать различные объекты.

· Выполнять простые виды анализа и синтеза.

· Устанавливать связи между понятиями.

· Комбинировать и планировать.

· Самостоя­тельно действовать.

· Принимать решения.

· Управлять собой в сложных ситуациях.

· Работать в группе.

 

Особые условия проведения

Занятия оригами являются неотъемлемым дополнением к урокам труда, окружающего мира, урокам рисования и другим учебным предметам, поэтому эти занятия необходимо проводить еженедельно. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Количество детей в группе – 15 человек. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используется музыкальное сопровождение с записями звуков живой природы и детских песен. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений, т.к. музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Место проведения занятий – классная комната. Дети организовывают свое рабочее место за партами. Перед занятиями классная комната обязательно проветривается.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Материально-техническая база

1. Афонькин С.Ю. Международные условные знаки, принятые в оригами/ С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина// Оригами на праздничном столе. – М., 1996. – С.2-3.:ил.

2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома: Экспериментальный учебник для начальной школы./С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. – 5-е изд. – М.: Аким, 1998. – 207с. – Библиогр.: 206-207.: ил.

3.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997.

4. Выгонов В.В. Мир оригами 1 – 2. – М.: Новая школа, 2006.

5.Выгонов В.В. Мир оригами 3 – 4. – М.: Новая школа, 2006.

6.Выгонов В.В. Оригами: Альбом – пособие для учителей начальной школы и воспитателей детских садов. – М.: Новая школа, 1996.

7.Выгонов В.В. Трехмерное оригами – М.: Издательский Дом МСП, 2004.

8. Т.Б. Сержантова Оригами для всей семьи. М.: Рольф, 2001.

9. Т.Б. Сержантова 365 моделей оригами. М.: Рольф, 2001.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей:

1 И. Агапова «Поделки из бумаги. Оригами и другие игрушки из бумаги и картона». М.. Лада, 2008

2 Т.Б Сержантова «Оригами. Лучшие модели». М.. Айрис-Пресс, 2006

3. Афонькин С.Ю, Афонькина Е.Ю. Все об оригами, изд. Кристалл, 2004

4. Афонькина С.Ю., Афонькина Е.Ю. "Веселые уроки оригами в школе и дома«,

изд. Кристалл, 2004

2. Соколова С. «Сказки оригами» и "Школа оригами: аппликация и мозаика",

изд. Азимут СП, 2002

6. Выгонов В.В. Мир оригами 1 – 2. – М.: Новая школа, 2006.

7. Выгонов В.В. Мир оригами 3 – 4. – М.: Новая школа, 2006.

8. Выгонов В.В. Оригами: Альбом – пособие для учителей начальной школы и воспитателей детских садов. – М.: Новая школа, 1996.

9. Выгонов В.В. Трехмерное оригами – М.: Издательский Дом МСП, 2004.

Интернетресурсы:

http://shtory-2012.info/vazy/604-kupit-knigu-s-afonkin-cvety-i-vazy-origami-2002.html

http://mirknig.com/2006/02/19/cvety_i_vazy_origami_safonkin.html

http://arhivknig.com/raznoe/4852-y-s.-ju.-afonkin-e.-ju.-afonkina-cvety-i-vazy.html

http://mirknig.com/knigi/deti/1181300324-skazka-origami-igrushki-iz-bumagi.html