Программа «Росток»

  На сегодняшний день особенно актуален вопрос экологического воспитания детей, но оно не ограничивается развитием знаний о растениях, цветах, о лесе, природе. Чем осмысленнее ребята познают биологические особенности жизни растений, тем глубже они убеждаются в том, что состояние природы значительно зависит от деятельности человека, который может регулировать количество лесов, животных, лекарственных растений, их состав, улучшить микроклимат и повысить плодородие почв. У ребят появляется сознание необходимости сохранять природные богатства и стремление увеличивать их развитием полезных навыков. А это, прежде всего, предполагает формирование нового мировоззрения, нового отношения к природе, новой материальной и духовной культуры на основе соответствующих знаний.

   Программа «Росток» предполагает не только получение знаний по правильному ведению огородничества, цветоводства, садоводства, но и помогает ребенку освоить азы экспериментальной работы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, формирует интерес к природе, к исследованиям; предусматривает формирование у учащихся умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.

  В содержании программы большое место занимают  природоохранные темы – задержание осадков, создание зеленых зон, притоков чистого воздуха, защита от суховеев и пыльных бурь, улучшение микроклимата.  Особое  внимание к опытнической работе учащихся: дети знакомятся с влиянием влаги, тепла и света на рост растений и сроков посева, на урожайность корнеплодов. Перед учащимися стоит ближняя и доступная цель – разработка и защита практических работ и исследовательских проектов, подготовка докладов, сообщений, умение фантазировать и составлять экспозиции из природного материала, изготавливать из них поделки.

Педагоги

Педагог дополнительного образования Лыков Юрий Прокопьевич.

Расписание

Понедельник:

16.00-16.45, 16.55-17.40, перерыв 10 мин.

Вторник:

16.00-16.45.

 

Содержание программы

 Раздел 1. "В гости к цветам"

1. Классификация комнатных растений.

2. Экологические группы растений. Экологические условия выращивания комнатных растений. Определение условий среды по внешнему виду растения. Особенности внешнего и внутреннего строения суккулентов, ксерофитов, мезофитов. Светолюбивые и теневыносливые растения. Однолетние и многолетние растения.

3. Технология выращивания растений. Условия содержания растений. Требования к почве. Выбор посуды. Как поливать растения. Требования к температуре, влажности. Пересадка растений. Болезни и вредители растений. Подкормка растений.

4. Размножение растений. Семенное и вегетативное размножение растений. Сбор и хранение семян. Проращивание семян. Уход за рассадой.

5. Растения в доме. Выбор растений для каждой комнаты. Как лучше разместить растения. Композиции из горшечных растений.

6. Растения в вашем саду. Как устроить и содержать цветник. Использование растений в клумбах, выбор растений.

7. Зеленые вертикали. Лианы в декоративном озеленении. Выбор растений, уход и размножение. Как озеленить веранду, беседку.

8. Ландшафтный дизайн. Растения в контейнерах. Вечнозеленые растения.

9. Цветы в букетах. Искусство составления букетов и композиций. Зимние букеты и композиции. Выбор цветов для букета, уход за букетом. Как дарить цветы.

Раздел 2. "Загадочный мир растений".

1. Понятие о сухоцветах. Преимущества и особенности использования сухих цветов в композициях.

2. Методы обработки растений. Воздушная сушка, сушка в вате, сушка в песке, плоскостная сушка, обработка глицерином, с, отбеливание, окрашивание.

3. Инструмент и подсобные материалы для создания композиций. Особенности работы с сухоцветами. Материалы, используемые при работе над композициями. Фиксирование расположения растений. Сосуды и подставки для сухоцветов. Декоративные аксессуары. Хранение растительного материала.

4. Составление букетов из сухоцветов.

Раздел 3. "Школа овощевода".

1. Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство. Сорт и семена. Значение сорта. Качество семян. Сбор семян. Сушка семян. Сортировка семян, подготовка их к зимнему хранению.

2. Растениеводство как составная часть сельского хозяйства. Разнообразие культурных растений.

3. Растения поля, сада, огорода. Основные фенологические фазы сельскохозяйственных культур (всходы. цветение, созревание).

4. Парники и теплицы. Профессии в растениеводстве: овощевод, садовод и др.

5. Организация технологического цикла производства продукции растениеводства: выбор и подготовка посевного и посадочного материала, подготовка почвы и внесение удобрений, посев и посадка, уход за посевами и посадками, защита растений от болезней и вредителей, сбор урожая.

6. Выращивание растений рассадным способом.

7. Подготовка урожая к закладке на хранение. Способы уменьшения потерь продукции при хранении. Организация и планирование технологической деятельности в растениеводстве: выбор видов и сортов сельскохозяйственных и цветочно-декоративных культур для выращивания на пришкольном участке и в личном подсобном хозяйстве.

8. Расчет себестоимости растениеводческой продукции и планируемого дохода. Оценка влияния агротехнологий на окружающую среду. Профессии, связанные с технологиями выращивания растений.

Раздел 4. "Среда обитания- огород".

1. Размещение культур на учебно-опытном участке, приусадебном участке. Соблюдение севооборота.

2. Рыхление и мульчирование почвы. Удобрения. Подготовка семян к посеву. Посев.

3. Выращивание рассады и ее посадка. Выращивание основных овощных культур.

4. Защита от вредителей и болезней.

5. Огород в школьном кабинете.

6. Выращивание рассады. Посадка рассады в грунт. Уход за растениями в открытом грунте.

Раздел 5. "Наш участок".

1. Планирование и проектирование приусадебного участка. Подготовительный этап работы на участке.

2. Планирование отделов. Отделы учебно-опытного участка. Основной этап работы.

3. Содержание участка. Организация учебно-опытной работы. Благоустройство и озеленение учебно-опытного участка, приусадебного участка. Описание уче6но-опытного участка, приусадебного участка.

4. Мероприятия по озеленению. Планировка цветников. Разбивка клумб. Озеленение группами. Подбор растений по высоте. Подбор растений по времени цветения. Декоративно – художественное оформление.

5. Цветники. Уход за цветочно-декоративными растениями. Правила ухода за многолетними цветочно – декоративными растениями.

Раздел 6. "Школа цветовода".

1. Выращивание комнатных растений и правила ухода за ними. Правила опрыскивания, подкормки, рыхление почвы.

2. Размещение комнатных растений в зависимости от их отношения к свету, теплу.

3. Заготовка черенков (традесканция, бегония, фуксия, герань). Посадка. Пересадка в цветочные горшки. Эксперимент и уход за комнатными растениями в течение всей работы кружка.

Раздел 7. ″ Болезни и вредители декоративных растений".

1.Наиболее часто встречающиеся вредители комнатных растений и их повреждения.

2.Признаки основных болезней комнатных растений.

3.Защита комнатных растений от заболеваний и вредителей.

Практическая часть.

1. Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях - 1 час.

2. Наблюдения за созреванием овощных культур, образованием плодов, их распространением – 1 час.

3. Составление коллекции семян однолетних цветочно-декоративных растений. Изготовление самодельных пособий: правила сбора и хранения биологического материала, изготовление гербариев и коллекций, определение растений и животных – 1 час.

4. Проверка всхожести семян, приготовление семенного материала – 1 час.

5. Засушивание отдельных цветков растений для составления композиций, панно – 1 час.

6. Ознакомление с внешним видом и названиями наиболее простых по выращиванию и уходу комнатных растений – 1 час.

7. Определение толщины снегового покрова на открытых пространствах и в местах, защищенных деревьями и кустарниками – 1 час.

8. Наблюдение за птицами в природе; изготовление простейших кормушек – 1 час.

9. Наблюдение за погодными изменениями в природе весной – 1 час.

10. Наблюдение за появлением всходов культурных растений, их подкормка, проведение опытов – 1 час.

11. Оформление отчетов, рефератов, исследовательских работ, дневников, проектов – 5 час.

12. Работа на пришкольном опытном участке (Раздел 5).

 

 

 

Цели программы

Развитие и совершенствование навыков сельскохозяйственного труда, воспитание экологически грамотной личности, создание условий для личностного роста детей.

Образовательные:

- дать первоначальные знания о способах размножения овощных культур и комнатных растений, навыков по выращиванию и ухода за ними.

Развивающие:

- познакомить с разновидностью овощных культур и комнатных растений, правилами и способами посадки и ухода за ними;

- формировать практические умения и навыки по выращиванию овощных культур и комнатных растений культур в помещениях и открытом грунте разными способами.

Воспитывающие:

- формировать позитивное отношение к профессиям аграрного направления;

- способствовать развитию трудового, эстетического, физического и нравственного воспитания.

 

Результат программы

В ходе реализации программы обучающиеся приобретут:

- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

- умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Обучающиеся смогут:

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

- ухаживать за культурными растениями;

- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

- об оздоровлении окружающей природной сре­ды;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе;

- осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

Обучающиеся научатся:

- проводить работу по размножению и пересадке культурных растений, распознавать их виды;

- проводить прополку, знать сорные растения;

- Проводить механическую борьбу с вредителями растений;

- проводить простейшие опыты с растениями в комнатных условиях и на учебно-опытном участке, наблюдать и объяснять результаты, анализировать;

- изготавливать макеты клумб из разных материалов.

Обучающиеся получат возможность:

- приобрести опыт деятельности, направленной на использование полученных знаний и умений по выращиванию культур разными способами;

- приобрести опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; 

- взаимодействия со взрослыми, которые работают сельском хозяйстве.

Особые условия проведения

Особых условий при реализации программы нет. Ограничений по состоянию здоровья нет.

Материально-техническая база

Для реализации программы используется учебное помещение, соответствующее нормам СанПиН, земельный участок – 5000 м2. В полном объеме имеется необходимый инвентарь для садовых работ.

Информационные ресурсы: печатные и электронные учебные издания, методические издания, периодические издания.

Технические ресурсы: проектор, экран, 2 компьютера с выходом в Интернет, фотокамера, принтер.

 

Стоимость

Обучение по программе оплаты не предусматривает.