Программа по музыкальной литературе и сольфеджио «Теория музыки».

Раздел "Музыкальная литература" (входящий в программу "Теория музыки") предполагает слушание и изучение музыкальных произведений и является одним из средств музыкального (эстетического) воспитания детей и подростков.

 

В рамках изучения программы у обучающихся формируется навык сознательного, эмоционального восприятия и анализа музыкальных произведений различных стилей и жанров, умение грамотно излагать свои впечатления о них.

 

Развиваются музыкальные способности, музыкальное логически-образное мышление, память. Это в свою очередь способствует формированию музыкально-эстетической позиции, художественного вкуса, иными словами – способности воспринимать и ценить красоту музыки. Таким образом происходит комплексное воздействие на формирование личности обучающегося, его общего кругозора и внутренней культуры.

 

Раздел программы «Сольфеджио» включает в себя:

  • обучение детей нотной грамоте;
  • развитие музыкального слуха и музыкальной памяти;
  • достижение координации слуха и голоса;
  • расширение музыкального кругозора;
  • выявление творческого потенциала у детей и его развитие.

Педагоги

Бродникова Анна Степановна – педагог высшей квалификационной категории.

Стаж работы: 40 лет.

Образование: высшее профессиональное.

Кемеровский государственный институт культуры, специальность: «Культурно-просветительская работа», квалификация: «Культпросветработник, руководитель самодеятельного академического хора», 1988 год.
Кемеровский государственный институт культуры, специальность: «Библиотековедение, библиография», квалификация «Библиотекарь-библиограф общественно-политической литературы», 1983 год.

 

Расписание

Режим занятий по музыкальной литературе:

1,2, 3 год обучения – занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительность 0,5 часа; 

4, 5,6 год обучения – занятия  проходят 1 раз в неделю, по 1 часу.

7 год обучения – занятия проходят 1 раз в неделю по 1,5 часа.

 

 Режим занятий по сольфеджио:

1, 2, 3 года обучения занятия проходят 1 раз в неделю по 1,5 часа;

с 4 по 7 год обучения занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу.

Содержание программы

Работа с обучающимися первого и второго годов обучения – это начальный этап, на котором складываются первые представления о музыке.

Третий, четвертый, пятый годы обучения – это дальнейшее накопление знаний и умений, выработка необходимых навыков.

Шестой, седьмой года обучения – формирование комплекса историко-музыкальных знаний, вербальных и слуховых навыков.

 

Учебный план по музыкальной литературе.

1 год – 15 часов.

Мир звуков вокруг нас:

  • вокальная музыка – 5 часов;
  • сказочные персонажи – 5 часов;
  • музыкальный образ и жанр – 5 часов.

2 год – 15 часов.

Знакомство с музыкальными жанрами и простейшими формами в музыке:

  • "Три кита в музыке: песня, танец, марш" – 7 часов;
  • "Сказка в музыке" – 8 часов.

3 год – 15 часов.

Знакомство с музыкальными инструментами – 3 часа.

Природа в музыке – 5 часов.

Единство содержания и формы, музыкальный образ – 2 часа.

Знакомство с видами и возможностями различных оркестров – 5 часов.

4 год – 36 часов.

Знакомство с особенностями русской музыкальной культурой:

  • песни отечественных композиторов разной тематики – 5 часов
  • танцевальная музыка – 5 часов.
  • народное музыкальное творчество (былины, песни), виды и жанры – 5 часов.
  • народная песня и ее использование композиторами – классиками – 5 часов.
  • программно – изобразительная музыка – 5 часов.
  • музыка в театре – 5 часов.

5 год – 36 часов.

Знакомство с музыкальной культурой 18-19 веков:

  • классицизм и романтизм – направления в искусстве и в музыке – 5 часов;
  • сонатная форма – 5 часов;
  • И-С Бах, Й. Гайдн, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен – изучение биографий и краткий обзор творческого наследия композиторов. – 20 часов.

6 год – 36 часов.

Русская музыкальная культура:

  • жанр романса, его развитие в России;
  • биографии и творческое наследие композиторов: М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, А.П. Бородина, Н.А. Римского – Корсакова.

7 год обучения – 54 часов.

Знакомство с музыкальной культурой конца 19 и 20 веков.

Биографии и творческое наследие композиторов:

П.И. Чайковского;

С.С. Прокофьева;

Д.Д. Шостаковича;

А.И. Хачатуряна;

Д.Б. Кабалевского.

 

Основные разделы (учебный план) по сольфеджио.

В программе основной теоретический материал изучается в начальных классах, а в последующие годы лишь закрепляется.

Звуковысотное и интонационное освоение музыкального материала

  • пение вокально-интонационных упражнений на основе внутриладовых тяготений;
  • сольфеджирование музыкальных примеров, в том числе и с листа;
  • интонирование изучаемых аккордов и интервалов в ладу и вне лада;
  • слуховой анализ музыкальных примеров и элементов музыкального языка.

Метроритмическое освоение музыкального материала и сольмизация (понятия музыкальный размер, ритм, такт).

Музыкальная грамота. Теоретические сведения:

  • тональности,
  • построение интервалов и аккордов
  • изучение нотной грамоты.

Определение на слух интервалов, аккордов, музыкальных ладов.

Прослушивание произведения определение на слух: лад, размер, характер.

Диктант:

  • слуховое восприятие мелодии формы, тонального плана
  • звуковысотное оформление ритмического рисунка.

Импровизация (сочинение мелодий) и подбор аккомпанемента.

 

 

Цели программы

Сформировать у обучающихся музыкально – ориентированную картину мира.

 

Задачи.

образовательные:

  • учить осознанно воспринимать элементы музыкального языка и музыкальной речи;
  •  учить анализировать музыкальное произведение;
  •  учить запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанных произведений;
  •  учить грамотно излагать впечатления и мысли о музыке с использованием специальной музыкальной терминологии;
  •  учить ориентироваться в специфических особенностях музыкально-театральных и инструментальных жанров.

развивающие:

  • развивать способность понимать художественную красоту музыкального произведения;
  • развивать образное мышление;
  • развивать мотивацию обучающихся к познанию и творчеству.

воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к классической музыке и музыкальной культуре в целом;
  • воспитывать музыкальный вкус;
  •  формировать духовную культуру и нравственность обучающегося путем приобщения к отечественным и мировым художественным ценностям.

личностные:

  • развивать умение самостоятельно приобретать, анализировать и усваивать полученные знания;
  •  развивать коммуникативные способности обучающегося.

 

Результат программы

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы следующие личностные качества:

  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности их понимание и оценка;
  • умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
  • усидчивость, трудолюбие, активность, пунктуальность, дисциплинированность, развитый художественно-эстетический вкус;
  • умения сочетать и применять обретенные знания и умения, свои личные способности для реализации творческих замыслов;
  • позитивная (адекватная) оценка своих музыкально – творческих способностей;
  • уважительное отношение к национальным традициям и культурным ценностям. 

 

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • умение продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на занятиях и вне учебной деятельности.

 

Предметные результаты отражают опыт обучающихся в музыкально-творческой деятельности.

Будут знать:

  • творческое наследие классиков и современных композиторов;
  • первичную роль значения музыкального искусства в системе культуры и духовно-нравственного развития человека;
  • творческие биографии зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
  • музыкальные произведения зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм в соответствии с программными требованиями.

В результате освоения предмета сольфеджио обучающийся будут уметь:

  • применить полученные теоретические знания;
  • уметь сольфеджировать одноголосные и двухголосные музыкальные примеры;
  • записывать музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа;
  • уметь слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
  • уметь построить цепочки аккордов и интервалов;
  • уметь подобрать мелодию, несложный аккомпанемент;
  • уметь транспонировать музыкальный материал.

Особые условия проведения

Наличие медицинской справки.

Материально-техническая база

Занятия проводятся в кабинете площадью 20 кв.м, который отвечает санитарным и техническим требованиям.

Техническое оборудование: фортепиано, магнитофон.

Наглядные пособия: настенные портреты русских и зарубежных композиторов; сменные стенды «Искусство, стиль, эпоха», «Детский вернисаж» – выставка детского рисунка по изученному материалу; методическое пособие в виде схем, учебная литература по музыкальному искусству, нотная библиотека, аудио и видео диски.