Программа «Народные инструменты»

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на основе федеральных государственных требований, устанавливающих обязательные требования к минимуму ее содержания, структуре и условиям реализации, и направлена на:
– выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
– создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
– приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на гитаре, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
– приобретение детьми умений и навыков сольного и ансамблевого исполнительства;
– приобретение детьми опыта творческой деятельности;
– овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

– приобщение детей к коллективному музицированию, исполнительским традициям оркестров народных и (или) национальных инструментов;
– подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства

Педагоги

Преподаватели школы

Содержание программы

Срок освоения программы составляет 5 лет

(для детей, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения программы может быть увеличен на один год).

 

Учебный план программы содержит следующие предметные области и учебные предметы:

Музыкальное исполнительство:

  • Специальность (1-3/4-5 годы обучения) – 2/2,5 часа в неделю,
  • Ансамбль (2-5 годы обучения) – 1 час в неделю,
  • Фортепиано (2-4/5 годы обучения) – 0,5/1 час в неделю,
  • Хоровой класс (1 год обучения) – 1 час в неделю.

Теория и история музыки:

  • Сольфеджио (1-5 годы обучения) – 1,5 часа в неделю,
  • Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) (1-5 годы обучения) – 1 час в неделю.

Реализация программы обеспечивается консультациями для обучающихся по всем учебным предметам, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям

Цели программы

– воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
– формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
– формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
– воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
– формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
– выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха
собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Результат программы

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:
– знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для сольного и ансамблевого исполнительства;
– знания музыкальной терминологии;
– умения грамотно исполнять музыкальные произведения на гитаре как сольно, так и при игре в ансамбле;
– умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения на гитаре различных жанров и стилей;
– умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
– умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на гитаре;
– навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных стилей и жанров;
– навыков подбора по слуху, импровизации, чтения с листа несложных музыкальных произведений;
– навыков публичных выступлений

в области теории и истории музыки:
– знания музыкальной грамоты;
– знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
– первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
– первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

– умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на гитаре, а также фортепиано;
– умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
– навыков восприятия элементов музыкального языка;
– сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
– навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
– навыков анализа музыкального произведения;
– навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

– первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста;
– навыков записи музыкального текста по слуху

Особые условия проведения

При приёме детей на обучение по программе «Народные инструменты» с целью выявления их творческих способностей проводится отбор в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, музыкальной памяти

Материально-техническая база

Материально-техническая база в полной мере соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. В школе имеются: концертный зал, библиотека, помещение для просмотра видео, слушания аудиозаписей, аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий. Учебные аудитории оборудованы музыкальными инструментами, столами, стульями, шкафами, пультами, подставками, звуковой и видеоаппаратурой. Учебные аудитории имеют звукоизоляцию. В учреждении обеспечивается своевременное обслуживание и ремонт музыкальных инструментов и необходимого учебного оборудования.

Реализация программы обеспечивается доступностью к библиотечным фондам и фонотеке, которые формируются в соответствии с перечнем учебных предметов Учебного плана и финансированием учреждения Учредителем. Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями учебной и учебно-методической литературой по всем предметам учебного плана. Во время самостоятельной работы учащиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет. В учреждении может быть обеспечен доступ к электронной библиотечной системе IPRbooks, включающей нотные, методические и периодические издания в образовательной области музыкальное искусство