Программа «Театр народной песни «Вясёлка»

  • (4)

По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности данная программа является комплексной, так как она соединяет в единое целое народное пение, театральную игру, обучение основам музыкальной грамоты, знакомит с музыкальными произведениями, музыкальными инструментами, календарно-обрядовыми праздниками, народными играми и народными танцами.

 

Программа " Театр народной песни" способствует раскрытию творческих способностей ребёнка через ансамблевое и сольное исполнение песенных произведений, постановку музыкальных и обрядовых спектаклей,участие в вокальных конкурсах всех уровней:от городского до международного, большую концертную деятельность в рамках сотрудничества с государственными учреждениями и общественными организациями города и области.

 

В рамках программы учащиеся объединяются в ансамблевые группы: смешанный состав, ансамбль девочек, ансамбль мальчиков.

 

Настоящая программа рассчитана на две ступени. Первая ступень является базовой и включает в себя обучение в течение трёх лет, когда обучающиеся получают основные знания, умения и навыки по образовательной программе. Вторая ступень – творческие группы, концертирующие ансамбли из учащихся, успешно завершивших обучение в рамках программы первой ступени обучения.

 

В творческой группе второй ступени обучения учащиеся занимаются сольным и ансамблевым (дуэты, трио, квартеты) пением. Из их числа формируются творческие концертные коллективы, которые ежегодно обновляют и усложняют свой певческий репертуар и работают над проектами отдельных тематических концертных выступлений в рамках мероприятий учреждения, района, города и области

Педагоги

Кащеева Людмила Владимировна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, лауреат третьей степени регионального конкурса «Сердце отдаю детям».

 

Награждена:

  • почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации,
  • почётными грамотами Министерства Образования Новосибирской области, и Министерства Культуры Новосибирской области,
  • почётной грамотой Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации,
  • грамотами и медалями «За вклад в развитие Новосибирской области» и «За труд во благо города» в честь 115, 120, 125 годовщины города Новосибирска,
  • грамотами и благодарностями многочисленных государственных и общественных организаций города Новосибирска.

В своей работе использует метод индивидуального подхода к каждому ученику, занимается индивидуально с профессионально ориентированными учащимися.

 

Панькова Наталья Александровна, педагог первой квалификационной категории.

Победитель районных и городских педагогических конкурсов профессионального мастерства, лауреат многочисленных международных конкурсов в номинации "Инструментальный жанр – профессионалы".

 

Большое внимание уделяет общему музыкальному развитию учащихся, развитию их воображения, артистизма, памяти и внимания, любви к различным видам искусства.

Содержание программы

Первая ступень обучения- базовая (три года обучения):

  1. Первый год обучения рассчитан на 144 часа(4 часа в неделю).
  2. Второй год обучения рассчитан на 216 часов (6 часов в неделю).
  3. Третий год обучения рассчитан на 216 часов (6 часов в неделю).

Каждый последующий год является продолжением содержания учебной программы, но уже на более высокой ступени её изучения.

 

Основное содержание работы согласно учебному плану:

  • Формирование певческих навыков.
  • Исполнение произведений:

- народные песни;

- авторские песни.

  • Основы музыкальной грамоты.
  • Слушание музыкальных произведений.
  • Театральная игра.

- сценические этюды;

- работа над дикцией: чтение стихов. басен, прозы, развитие игрового поведения;

- постановка музыкальных и обрядовых спектаклей.

  • Народные игры.
  • Культурно- просветительная и воспитательная работа.

Вторая ступень включает те же разделы учебного плана, составляет 216 или 288 учебных часов. Приоритетным направлением является концертная и просветительная деятельность, способствующая популяризации народной песенной и обрядовой культуры.

Цели программы

Цель программы – создание условий для раскрытия творческих способностей обучающихся, их самовыражения и самоопределения через народное песенное творчество.

 

Задачи.

Образовательные:

  1. Обучение навыкам пения с сопровождением и капелла.
  2. Знакомство детей с традиционной культурой, обрядами через песенное творчество.
  3. Обучение участников объединения основам музыкальной грамоты.
  4. Обучение игровому поведению с помощью ролевых игр и этюдов.
  5. Обучение плодотворному трудовому сотрудничеству в коллективе.
  6. Обучение культуре общения, привитие осознанного отношения к общечеловеческим ценностям.
  7. Формирование умения на основе чужого опыта приобретать собственные знания.
  8. Знакомство с лучшими образцами мировой классической музыки.
  9. Знакомство с музыкальными инструментами. 

Развивающие:

  1. Формирование певческих навыков, развитие эмоциональной отзывчивости, чувства ритма.
  2. Развитие творческой инициативы, активности, самостоятельности, воображения, фантазии.
  3. Формирование потребности к саморазвитию, и готовности и способности к творческой деятельности.
  4. Формирование практических навыков здорового образа жизни, умения противостоять негативному влиянию окружающей среды.
  5. Развитие артистических наклонностей. 

Воспитательные:

  1. Воспитание любви к народной песне, интереса к творческому исполнению произведений.
  2. Создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе путём воспитания чувства коллективизма, ответственности за общий труд, дисциплины, умения сопереживать, умения общаться в процессе совместного творчества.
  3. Воспитание культуры поведения в быту и на сцене, умения чувствовать и понимать красоту народной музыки.

Результат программы

Результат двухступенчатого освоения образовательной программы

 

К концу 1-го года первой ступени обучения будут сформированы:

- правильная певческая установка – петь без напряжения, ясно выговаривать слова, уметь спеть выразительно и осмысленно простые песенки, выразительно читать стихи и прозу;

- правильно дышать: уметь делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, петь короткие фразы на одном дыхании, в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- слаженный унисон в ансамблевом пении, уметь одновременно исполнять вступление и завершение музыкальной фразы.

 

В результате второго года обучения учащиеся должны:

- уметь плавно и напевно исполнить медленные произведения, распевать гласные и четко произносить согласные;

- петь на одном дыхании довольно продолжительные фразы, чисто и слаженно петь без сопровождения унисон;

- уметь соло исполнить изучаемые произведения;

- овладеть навыками канона и цепного дыхания.

 

К концу 3-го года первой ступени обучения сформировать:

- умение пользоваться не только мягкой атакой звука, но и по необходимости – твердой;

- петь чисто, звонко, ровным по качеству звуком, с индивидуальным тембром;

- петь на одном дыхании продолжительные фразы, равномерно распределяя дыхание;

- уметь спеть простое двухголосие с музыкальным сопровождением и а капелла;

- эмоционально и выразительно исполнить разнохарактерные произведения;

- в ансамблевом пении добиваться чёткой и мягкой атаки звука, умение слушать и подстраивать голоса друг к другу.

 

В результате базовой ступени обучения у учащиеся должны быть сформированы личностные качества:

- активная гражданская позиция,

- готовность к личному участию в конкурсах;

- товарищеская взаимовыручка.

 

В результате базовой ступени должен быть сформирован творческий, сплочённый, концертный коллектив, основой взаимоотношений которого является позитивное и доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим, уверенность в свои силы и стремление преодолеть трудности, умение ставить цели и планировать пути их достижения, владение навыками рефлексии, понимание своего знания и незнания.

Особые условия проведения

В коллектив принимаются дети с учетом обоюдного желания ребёнка и его родителей.

Материально-техническая база

Кабинет по своим характеристикам соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

 

Оборудование: цифровое пианино, акустическое пианино, синтезатор, ноутбук, музыкальный центр, телевизор, микрофоны, стол, стулья, микшерский звуковой пульт, акустические колонки.

 

Наглядные и методические материалы: нотные сборники, иллюстративный материал, литература по истории музыки и театра, наглядные пособия, сборники по сольфеджио, литература по народному творчеству.