Программа «Моделирование и конструирование»

Совершенствование моделей, улучшение дизайна, внедрение моделей в инфраструктуру. Предлагаются следующие направления работы: развитие инфраструктуры

- увязка изготовленных моделей с окружающим ландшафтом и т.п., т.е. изготовление полноценного макета;

"одушевление" модели с использованием простейших двигателей и доведение внешнего оформления до реального отображения.

Вырабатываются навыки выражения творческих замыслов с помощью проектной графики. Проводится индивидуальная работа с каждым ребенком, с учетом возрастных особенностей, направления интересов, а также теоретического багажа и степени практической подготовки к голи моделиста-конструктора. Даются основы конструирования технических моделей и макетов, реализуемые на практических занятиях, в том числе и в коллективном творчестве.

В процессе совместной работы каждый ребенок может принять участие в реализации общей леи на своем участке, выполняя отдельный элемент творческой работы, становясь соучастником больше объемного конечного результата. В коллективном труде ребенок получает навыки коммуникабельности, воспитание ответственности и внимательности.

Педагоги

Клишина Надежда Владимировна, учитель начальных классов.

Содержание программы

1. Вводное занятие. Повторение пройденного
2. Материалы и инструменты
3. Расширение знаний о приемах обработки бумаги. Папье-маше. Бумажная масса. Приемы лепки из массы.
4. Изготовление изделий из различных материалов по рисунку, шаблону и собственному замыслу.
5. Основы черчения и геометрии
6. Углубление и расширение знаний по темам: «Точки, прямые, отрезки», "Длина отрезка.
7. Закрепление, углубление и расширение знаний по темам: Единицы измерения. Измерительные инструменты«,
8. Закрепление, углубление и расширение знаний по темам: «Луч и угол», «Градусная мера угла», "Перпендикулярные прямые, построение прямых углов.
9. Закрепление, углубление и расширение знаний по темам: "Окружность. Центр окружности. Диаметр и радиус окружности".

10. Закрепление, углубление и расширение знаний по темам: «Линии чертежа. Размерные линии. Чтение и нанесение размеров». Выполнение простейших чертежей с указанием их точных размеров.
11. Изготовление моделей и макетов технических объектов по образцу, техническому рисунку или эскизу собственного замысла.
12. Разработка и изготовление макетов и моделей из плоских деталей.
13. Планирование предстоящих трудовых действий. Подбор материалов, инструментов и приспособлений для разметки, обработки и отделки макетов и моделей.
14. Полет птиц. Парящий и машущий полеты. Аэродинамика.
15. Сила тяжести. Сила сопротивления. Подъемная сила. Сила тяги.
16. Конструирование бумажных птиц. Измерение и отрезание. Складывание. Склеивание. Оформление бумажных птиц.
17. Расширение знаний о летающей технике. Действие аэродинамических сил на летающую модель. Бумажные самолеты в полете.
18. Положение центра масс. Испытательные полеты. Знакомство с элементарными двигателями для простейших авиамоделей.
19. Краткая история воздушного змея. Знакомство с конструкцией воздушного змея. Рекомендации по конструированию. Запуск змея.

20. Изготовление моделей самолета МиГ-29; летающих моделей птиц малиновка и альбатрос; модели воздушного змея.
21. Разработка и изготовление объемных макетов и моделей.
22. Освоение приемов практического перехода от мысли к силуэту и от силуэта к чертежу, а затем к макету или модели.
23. Объекты предметно-пространственной среды, природы, архитектуры.
24. Проектирование пространства, заданного макетом ландшафта местности и условиями функционирования объекта.
25. Ракетно-космическое моделирование. Коллективная работа.
26. Изготовление макетов космических кораблей на основе знаний о геометрических телах.
27. Требования к автомобильным моделям. Условия, обеспечивающие устойчивое движение модели. Понятие о центре тяжести.
28. Улучшение дизайна моделей, внесение дополнительных элементов по собственному замыслу. Знакомство с элементарными двигателями для автомоделей.
29. Расширение знаний о плавающей технике. Требования к судомоделям. Устойчивость и водонепроницаемость моделей.
30. Изготовление моделей катера, лодки.
31. Моделирование сувениров и игрушек. 
32. Повторение и расширение знаний о приемах обработки бумаги, способах ее соединения.
33. Плоское и объемное плетение. Цветовое решение.
34. Подбор материала. Раскрой основных и отделочных деталей.
35. Изготовление сувениров и игрушек по образцу, рисунку или эскизу собственного замысла.
36. Изготовление сувениров и игрушек по образцу, рисунку или эскизу собственного замысла.
37. Изготовление сувениров и игрушек по образцу, рисунку или эскизу собственного замысла.
38. Экскурсия
39. Посещение выставок. Участие в выставках.
Итоговые занятия
Выставка моделей и поделок. Подведение итогов конкурса "Самые лучшие модели".

Цели программы

Курс предполагает формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами

Курс «Конструирование и моделирование» ставит перед собой следующие задачи:

- развивать пространственное воображение, память, мелкую моторику, речь;

- научить логически рассуждать, делать выводы, доказывать, развивать гибкость мышления;

- развивать умение работать в двумерном пространстве, конструировать модели геометрических фигур;

- формировать целостное видение и умение работать с изображениями трехмерных фигур.

Результат программы

Учащийся научится:

- различать архитектурные стили

- самостоятельно разрабатывать  план модели и осуществить сборку по нему;

- технологическим приемам ручной  обработки  материалов.

Учащийся получит возможность научиться:

- формулировать и доказывать свою точку зрения;

- находить оптимальный способ построения конструкции с применением наиболее подходящего механизма или передачи;

- характеризовать конструкцию, создавать конструкцию с применением механизмов и передач;

- описывать виды энергии, построения конструкций, рассуждения при выборе того или иного механизма или передачи.

Особые условия проведения

Занятия по предмету состоят из нескольких частей, объединенных одной темой. Они предполагают обязательное разнообразие различных видов деятельности:

· теоретическая подготовка в форме бесед, викторин, демонстрации

наглядных пособий, моделей;

· практическая работа;

· итоговый этап в виде испытательного момента движущейся модели;

· участие в соревновании готовых моделей.

Материально-техническая база

В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., " Педагогика-Пресс«, 1994
Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004
Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
Шадрина И.В. Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М. «Школьная Пресса». 2003
Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003
Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002