Программа «Scratch для детей» МЗ

В последние годы стал популярным язык и одноименная среда программирования – Scratch. Это можно объяснить потребностью и педагогического сообщества, и самих детей в средстве, которое позволит легко и просто, но не бездумно, исследовать и проявить свои творческие способности.

 

 

Отличительной особенностью программы является наглядность – языковые и алгоритмические конструкции представлены в виде блоков или «кирпичиков», из которых ребенок может собрать программу и сразу увидеть результат ее работы. При этом учащийся почти ничего не пишет, так как код формируется перетаскиванием блоков и изредка вписыванием нужных значений.

 

 

Таким образом, программирование в среде Scratch является визуальным и быстрым. Это особенно важно для младших школьников – когда чтение и письмо еще только формируются, а волевая сфера не развита и внимание насыщается и переключается быстро. В этих условиях Scratch позволяет сформировать у детей стойкий интерес к программированию и формировать базу, на которой строится дальнейшее обучение программированию и формирование алгоритмического мышления.

Педагоги

Калинин Дмитрий Александрович – педагог дополнительного образования, студент 4 курса факультета «Информатика и вычислительная техника» Сибирского Государственного Университета Телекоммуникаций и Информатики. Опыт работы в учреждении – 1 год.

 

Спирина Светлана Сергеевна - педагог дополнительного образования.

Содержание программы

Учебно – тематический план рассчитан на 36 ч – ПФ.

 

  1. Введение в Scratch – 1 час.
  2. Знакомство с программой – 2 часа.
  3. Введение в программирование – 2 часа.
  4. Линейный алгоритм – 4 часа.
  5. Циклический алгоритм – 4 часа.
  6. Графика – 3 часа.
  7. Разветвляющийся алгоритм – 4 часа.
  8. Блок «Операторы» – 3 часа.
  9. Звук – 3 часа.
  10. Презентации – 4 часа.
  11. Проект «Цирк в Scratch» – 4 часа.
  12. Итоговое задание – 2 часа.

Цели программы

Цель программы: обучение программированию через создание творческих проектов в среде Scratch.

 

 

Задачи:

 

Образовательные:

  • овладеть базовыми понятиями объектно-ориентированного программирования и применение их при создании проектов в визуальной среде программирования Scratch;

 

Метапредметные:

  • развивать творческие способности;
  • развивать память, внимание, мышление, воображение, поддерживать творческую инициативу.

 

Личностные:

  •  воспитывать культуру общения, гуманные чувства, нравственные и эстетические качества;
  • побуждать детей к творческой деятельности, самопознанию и самовыражению.

Результат программы

В результате реализации программы, обучающие будут знать:

  • отдельные способы планирования деятельности;
  • составление плана предстоящего проекта в виде рисунка, схемы;
  • составление плана предстоящего проекта в виде таблицы объектов, их свойств и взаимодействий;
  • разбиение задачи на подзадачи;
  • распределение ролей и задач в групп.

 

 

В результате реализации программы, обучающие будут уметь:

  • составить план проекта, включая: выбор темы; анализ предметной области; разбиение задачи на подзадачи; проанализировать результат и сделать выводы;
  • найти и исправить ошибки;
  • подготовить небольшой отчет о работе; публично выступить с докладом;
  • наметить дальнейшие пути развития проекта.

 

 

В результате реализации программы у обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • коммуникативность;
  • дисциплинированность;
  • доброжелательность;
  • ответственность.

Материально-техническая база

- Учебное помещение: кабинет для занятий по информатике площадью 30 м2, расположенный по адресу город Барабинск, улица Деповская, дом 13, МБОУДО ЦДОД (Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Барабинского района Новосибирской области "Центр дополнительного образования детей").

 

- Материально-техническое обеспечение:

  • персональные компьютеры, программное обеспечение;
  • центральный компьютер с более высокими техническими характеристиками и содержащий на жестких дисках все изучаемое программное обеспечение;
  • мультимедийный проектор с экраном;
  • компакт-диски с обучающими и информационными програм¬мами по основным темам программы.

 

- Информационное обеспечение (учебно-наглядные пособия):

  • мультимедиа объекты по темам курса;
  • презентации и видеофильмы к занятиям;
  • электронно-программное обеспечение: специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы).

 

- Педагогические технологии, используемые в программе:

  • проектная деятельность – основная технология освоения программы обучающимся. Через проектную деятельность обучающийся проектирует (совместно с педагогом) и реализует индивидуальную образовательную траекторию в рамках данной программы;
  • информационные технологии (различные способы, механизмы и устройства обработки и передачи информации) позволяют визуально представить замысел будущего проекта, конструируемой модели; создать демонстрационные дидактические материалы к занятиям; составить объемную модель в виртуальном пространстве; обработать результат реализации проекта в различных редакторах, получить экспертную оценку;
  • технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) дают обучающимся возможность самостоятельно решать изобретательские задачи в проектной деятельности, тренировать образное воображение и системное мышление в процессе формирования замысла будущего технического проекта и планирования способов его воплощения.

 

- Дидактический материал, используемый в программе:

  • наглядно-иллюстрационный материал;
  • раздаточный материал (ссылки с заданиями);
  • дидактические контрольно-измерительные материалы;
  • инструкции;
  • программное обеспечение.