Программа «Шахматы»

"Шахматы – это игра по форме,

искусство – по содержанию,

а по трудности овладения игрой –

это наука".     Т. Петросян

                                                                                                                                              

 

Ключевая педагогическая идея дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Шахматы» заключается в том, чтобы способствовать совершенствованию у детей многих психических процессов, таких как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением – качеств, которые способствуют развитию и укреплению устойчивого интереса к знаниям, к обучению. Программа направлена на самореализацию детей в сфере шахматного развития и расширение их интеллектуальных и творческих способностей.

 

Обучаясь по данной программе, дети знакомятся с историей шахмат, биографией великих шахматистов, осваивают теоретические основы шахматной игры, приобретают турнирный опыт и могут получать и получают спортивные разряды.

 

Шахматы выполняют воспитательную, развивающую роль – учат управлять своим поведением, развивают умение самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, воспитывают организованность и дисциплину, чувство коллективизма, чувство товарищества, самокритичность.

Педагоги

Программу реализует педагог дополнительного образования Призенцова Ольга Александровна.

Содержание программы

1 Год

Раздел 1. Введение в образовательную программу. (4 ч.)

Раздел 2. Шахматные фигуры. (2 ч.)

Раздел 3. Начальная расстановка фигур. (2 ч.)

Раздел 4. Ходы и взятие фигур. (34 ч.)

Раздел 5. Цель шахматной партии. (16 ч.)

Раздел 6. Игра всеми фигурами из начального положения. (14 ч.)

Итого: 72 ч.

 

2 Год

Раздел 1. Тактика. (15 ч.)

Раздел 2. Основы стратегии. (22 ч.)

Раздел 3. Борьба при необычном соотношении сил и компенсация за материал. (15 ч.)

Раздел 4. Окончания. (20 ч.)

Итого: 72 ч.

Цели программы

Цель: Развитие личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.

 

Реализация цели достигается путем решения

 

задач:

 

Личностных:

1. Воспитывать общекультурные компетенции: умение применять на практике полученные шахматные знания, применять теорию на соревнованиях, грамотно вести шахматную борьбу.

2. Воспитывать и развивать интерес к шахматам.

3. Формировать дисциплину, чувство коллективизма, ответственности.

4. Воспитывать чувство уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;

5. Воспитывать целеустремленность, трудолюбие.

 

Метапредметных:

1. Развивать инициативу, логику, память, внимание, пространственное мышление, индивидуальность, самообладание, самостоятельность, понимание красоты шахматных этюдов и комбинаций.

2. Учить определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога, а далее самостоятельно.

3. Учить высказывать свою версию на основе данного задания, умению работать по предложенному педагогом плану, а в дальнейшем самостоятельно планировать свою деятельность.

3. Развивать мотивацию к познанию и творчеству.

6. Развивать качества «сильной личности», уверенность в себе.

7.Развивать способность перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы с соперником или всей команды.

 

Предметных:

1. Заложить знания теории и практики шахматной игры.

2. Формировать и развивать навыки ведения шахматной борьбы.

3. Подготовить к успешным выступлениям на соревнованиях различного уровня.

4. Выявлять способных и талантливых спортсменов для дальнейшего совершенствования спортивного мастерства.

Результат программы

К концу обучения по программе обучающиеся должны

 

знать:

шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры;
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур;
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;
некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.);
основные элементы позиции.


уметь:

ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
рокировать;
объявлять шах, мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
правильно вести себя за доской;
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
правильно разыгрывать дебют;
находить несложные тактические приемы;
точно разыгрывать простейшие окончания.
грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
пользоваться шахматными часами.

 

У обучающихся сформируются следующие качества и компетенции:

 

Личностные:

1. Умение применять на практике полученные шахматные знания, применять теорию на соревнованиях, грамотно вести шахматную борьбу.

2. Интерес к шахматам, умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

3. Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.

4. Умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

5. Чувство уважения к партнёру, самодисциплина, умение владеть собой и добиваться цели.

6. Упорство и трудолюбие.

 

Метапредметные:

1. Инициатива, логика, память, внимание, пространственное мышление, индивидуальность, самообладание, самостоятельность, понимание красоты шахматных этюдов и комбинаций.

2. Мотивация к познанию и творчеству.

3. Уверенность в себе, чувство собственного достоинства.

4.Умение определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога, а далее самостоятельно.

5. Умение высказывать свою версию на основе данного задания, умение работать по предложенному педагогом плану, а в дальнейшем самостоятельно планировать свою деятельность.

6. Способность делать выводы в результате совместной работы с соперником или всей команды.

 

Предметные:

1. Знание основ теории и практики шахматной игры.

2. Сформированность умений и навыков ведения шахматной борьбы.

3. Способность применять полученные знания в соревнованиях.

Особые условия проведения

Нет

Материально-техническая база

1. Учебный кабинет.

2. Стулья.

3. Шахматные часы.

4. Комплекты шахмат.

5. Демонстрационная доска с магнитными фигурами.