Модуль «Шах и мат» к ДООП «Шахматы. Совершенствование»

Предназначен для развития начинающих шахматистов. Способствует формированию у ребёнка интеллектуальных, творческих и игровых навыков. Игра в шахматы способствует развитию памяти, внимания, логического мышления. Воспитывает дисциплинированность, сознательность, активность.

Педагоги

Горячев Дмитрий Александрович педагог дополнительного образования

Содержание программы

Содержание

 

1. Вводное занятие. Шахматы – спорт, наука и искусство. 2 час.

Теория: Беседа о влиянии шахмат на человека (развитие умственных способностей).

Практика: Тренировочные игры с разными партнёрами.

 

2. Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы. 4 час.

Теория: Цель игры в шахматы. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки.

Сравнительная ценность фигур. Размен. Записи партии. Оценка позиции. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Двойной, вскрытый шах.

Практика: тренировочная игра.

 

3. Первоначальные понятия. 4 часа.

Теория: Взятие на проходе. Нападение. Защита. Способы защиты от шаха. Короткая и длинная рокировки. Ничья. Вечный шах. Пат.

Практика: тренировочные игры с использованием разных тактических приёмов.

 

4. Тактика. 4 часа.

Теория: Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приёмы. Что такое связка? Двойной удар. Вскрытое нападение. Вскрытый шах. Двойной шах. Отвлечение. Завлечение. Сочетание идей. Мат тяжёлыми фигурами. Дебютная ловушка. Тактические приёмы на детский мат. Разбор партий.

Практика: Тренировочная игра.

 

5. Дебют. 4 часа.

Теория: Определение дебюта. Начало дебюта. Задачи дебюта. Три главных принципа дебюта. Типичные комбинации в дебюта. Принципы разыгрывания дебюта.

Практика: Тренировочная игра.

Цели программы

Цель программы: развитие личности учащегося, способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.

Задачи.

Обучающие:

1. обучать учащихся по овладению приёмам тактики и стратегии шахматной игры;

2. закрепить навыки учащихся играть шахматную партию с записью;

3. обучить решать комбинации на разные темы.

 

 

Метапредметные:

1. развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;

2. развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

3. развивать способность анализировать и делать выводы;

4. способствовать развитию творческой активности;

5. развивать волевые качества личности.

 

Личностные:

1. воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;

2. сформировать правильное поведение во время игры;

3. воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;

4. воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.

Результат программы

 

Ожидаемые результаты

 

К концу обучения модуля учащиеся будут.

Знать:(предметные результаты)

1. Правила игры, особенности шахматной борьбы.

2. Первоначальные понятия.

3. Понятие о тактике.

4. Понятие дебюта.

Уметь:

1. Проводить нотацию (запись шахматной партии).

2. Оценивать позицию на доске.

3. Применять тактические приёмы.

Материально-техническая база

Дидактический материал:
литература (книги, справочные материалы по истории шахмат, шахматные задачи);
раздаточный материал-упражнения, тесты
информационное обеспечение – просмотр видео уроков, презентаций по темам, фото чемпионов, интернет источники;
№ п/ п Вид деятельности Материалы и инструменты
1 Изучение нового материала Демонстрационная доска, школьная доска, шахматные комплекты, шашечные комплекты, интернет уроки, презентации по темам.
2 Практическая игра Шахматные комплекты, шахматные часы.
3 Устное решение задач Раздаточный дидактический материал
4 Игра в шахматы Шахматные комплекты, шахматные часы