Программа «Шахматы»

Актуальность создания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Шахматы" вызвана потребностями современных детей и их родителей, а также ориентирована на социальный заказ общества. Программа базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а также творческой самореализации детей.

 

Предлагаемая программа обеспечивает условия по организации образовательного пространства, а также поиску, сопровождению и развитию талантливых детей.

 

Обучаясь по данной программе, обучающиеся познакомятся с историей шахмат, биографией великих шахматистов, освоят теоретические основы шахматной игры, приобретут турнирный опыт и смогут получить спортивные разряды.

 

В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении обучающимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а также настойчивости в достижении цели. Занятия шахматами развивают умственные способности, фантазию, тренируют память, формируют и совершенствуют сильные черты личности, такие качества как воля к победе, решительность, выносливость, выдержка, терпение, трудолюбие.

Педагоги

Программу реализует педагог дополнительного образования Уразаева Эльвира Салимжановна.

Содержание программы

1 Год

1. Шахматная доска. (8 ч.)

2. Шахматные фигуры. (4 ч.)

3. Начальная расстановка фигур. (4 ч.)

4. Ходы и взятие фигур. (68 ч.)

5. Цель шахматной партии. (32 ч.)

6. Игра всеми фигурами из начального положения. (28 ч.)

Итого: 144 ч.

 

 

 

Цели программы

Цель: развитие личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.

 

Задачи:

 

Личностные:

- воспитывать уважение к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;

- сформировать правильное поведение во время игры;

- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;

- воспитывать целеустремленность, трудолюбие.

 

Метапредметные:

 

- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимание, усидчивость;

- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

- развивать способность анализировать и делать выводы;

- способствовать развитию творческой активности;

- развивать волевые качества личности.

 

Предметные:

- познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;

- помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;

- научить воспитанников играть шахматную партию с записью;

- обучить решать комбинации на разные темы;

- обучить самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;

- научить детей видеть в позиции разные варианты.

Результат программы

К концу обучения по программе обучающиеся должны

 

знать:

 

шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры;
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур;
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;
некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.);
основные элементы позиции;
правильно разыгрывать дебют;
грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие.

 

уметь:

 

ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
рокировать;
объявлять шах, мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
правильно вести себя за доской;
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
находить несложные тактические приемы;
проводить элементарно анализ позиции;
составлять простейший план игры;
находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания;
пользоваться шахматными часами.
точно разыгрывать простейшие окончания.

 

Личностными результатами усвоения программы является формирование следующих умений:

· определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

· в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

 

Метапредметными результатами усвоения программы является формирование следующих компетенций:

· умение определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога, а далее самостоятельно;

· умение проговаривать последовательность действий;

· способность совместно с педагогом и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

Особые условия проведения

Нет

Материально-техническая база

1. Учебная комната.

2. Шахматные столы на 20 посадочных мест.

3. Двадцать стульев.

4. Десять комплектов шахмат.

5. Демонстрационная доска с магнитными фигурами.

6. Стенд для турнирных таблиц, извещений и объявлений.

7. Галерея портретов чемпионов мира.

8. Шкаф для хранения инвентаря и шахматной литературы.

9. Печатные бланки для записи партий, письменные принадлежности.

10. Стол для компьютера.

11. Стол для педагога.

12. Орг. техника (компьютер, принтер, сканер).