Модуль «Шахматы» к ДООП «Юные шахматисты»

Модуль «Шахматы» предназначен для развития начинающих шахматистов. Способствует формированию у ребёнка интеллектуальных, творческих и игровых навыков. Игра в шахматы способствует развитию памяти, внимания, логического мышления. Воспитывает дисциплинированность, сознательность, активность.

Педагоги

Горячев Дмитрий Александрович педагог дополнительного образования

Содержание программы


1. Введение. Вводное занятие. (1час)
Теория: Содержание и режим занятий; Инструктаж по технике безопасности (правила техники безопасности, правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения.)
2. Шахматное королевство. (2 часа)
Теория: Краткая история шахмат. Место шахмат в культурной жизни общества. Великие люди и шахматы.
3. Шахматная доска – поле шахматных сражений. (3 часа)
Теория: Четыре шахматных закона. Борьба за центр. Стадии развития шахматной партии. Наступление и виды атак.
Практика: Дидактические игры и задания:

4. Шахматные фигуры. (5 часов)
Теория: Шахматные фигуры. Первое знакомство. Король самая важная, главная фигура. Ладья. Конь. Слон. Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур. Благородные пешки черно-белой доски. Могучая фигура ферзь.
Практика: Дидактические игры и задания:
5. Правила игры. (7 часов)
Теория: Мат-цель игры. Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Рокировка. Техника мата одинокого короля. Пат. Ничья. Мат линейный. Мат разными фигурами. Выбор хода и оценки позиции.
Практика: Шахматная игра.

Цели программы

Цель программы: создание условий для развития способностей учащихся через занятия шахматами.
Задачи:
обучающие:
1. Познакомить с историей развития шахмат.
2. Научить:
- следить за развитием событий на шахматной доске.
- играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил.


Метапредметные:
1. Развивать:
- универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логическое мышление, память, внимание, воображение, умение производить логические операции);
- интеллектуальные способности.
Личностные:
1. Воспитывать:
- трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность.
2. Формировать способности к самооценке и самоконтролю

Результат программы

Знать: (предметные результаты)
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
правила хода и взятия каждой фигурой – ходы, в том числе шах и рокировку; нападения и взятия, в том числе и взятие на проходе;
названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;
цель игры: мат, пат, ничья;
шахматную нотацию;
абсолютную и относительную ценность фигур.
приёмы и способы матования одинокого короля;
историю возникновения шахматной игры;
правила игры.
уметь:
пользоваться шахматными часами;
проводить комбинации;
владеть техникой матования одинокого короля;
решать простейшие задач.

Материально-техническая база

Дидактический материал:
литература (книги, справочные материалы по истории шахмат, шахматные задачи);
раздаточный материал-упражнения, тесты
информационное обеспечение – просмотр видео уроков, презентаций по темам, фото чемпионов, интернет источники;
№ п/ п Вид деятельности Материалы и инструменты
1 Изучение нового материала Демонстрационная доска, школьная доска, шахматные комплекты, шашечные комплекты, интернет уроки, презентации по темам.
2 Практическая игра Шахматные комплекты, шахматные часы.
3 Устное решение задач Раздаточный дидактический материал
4 Игра в шахматы Шахматные комплекты, шахматные часы