Программа «Самоделкины»

Начальное техническое моделирование – это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов.

 

Актуальность.Занятия в объединениях формируют потребность совершенствования и пополнения технических знаний для активной деятельности.

 

Отличительные особенности. Одной из основных задач занятий по начальному техническому моделированию является совершенствование умений и формирование навыков работы с наиболее распространенными инструментами и приспособлениями. Первоначальные умения и навыки в овладении некоторыми инструментами ручного труда младшие школьники приобретают на уроках трудового обучения и дома. На занятиях в объединении учащиеся закрепляют, развивают и совершенствуют уже имеющиеся у них практические умения и навыки работы с самыми разнообразными инструментами ручного труда. Именно занятия в объединении имеют наиболее благоприятные условия для того, чтобы провести школьника через переживания изобретателя, конструктора и дают возможность испытать радость творчества.

 

Овладение комплексом знаний и навыков работы с инструментами ручного труда тесно связано с соблюдением правил по технике безопасности и общетрудовыми умениями.Круг используемых инструментов при работе в объединении значительно шире, чем на уроке труда. Большой интерес у учащихся младших классов представляют изделия, выпиленные лобзиком. Навык отрабатывается на основе умения пользоваться инструментом, которое в свою очередь приобретается в результате использования знаний. Поэтому приобретение знаний, умений и навыков важно осуществлять параллельно, постепенно с учетом возможностей младших школьников усложнять их и накапливать в процессе выполнения изделий.

 

При изготовлении изделия, учащиеся выполняют рабочие операции по образцу, графическому изображению, словесному описанию и собственному замыслу. В объединении учащиеся знакомятся с такими материалами как дерево, пластмасс, металл, картон, знакомятся с их свойствами и способами обработки. На основе собственного опыта при методически обоснованной организации, систематической и последовательной работе с инструментами ручного труда у младшеклассников постепенно формируются привычные движения в работе, которые затем переходят в прочный навык и сохраняются на всю жизнь. Умение хорошо владеть инструментом ручного труда приносит учащимся удовольствие, которое сопровождается эмоциональным подъемом. Такой труд имеет положительное влияние на развитие личности и формирование устойчивых интересов к техническим занятиям.

 

Занятия в объединении начального технического моделирования не только формируют трудовые навыки и умения, но и имеют тесную связь с другими предметами. Из опыта проведения занятий в объединении на уровне современных требований, учащиеся раньше изучают элементы физики (физические свойства, обработка материала); черчения (масштаб, чертежные линии и обозначения); химии (получение бумаги, ткани, пластмасс, керамического материала); биологии, истории, чем это предусмотрено программой. Также укрепляется связь с уроками математики, русского языка и природоведения. 

Педагоги

Цой Наталья Павловна, педагог дополнительного образования.

Содержание программы

  • 1 год обучения – 144 часа; 2 год обучения – 216 часов.
  •  Тематический план 1 года обучения:
  • Теория – 24 ч.:
  • 1.Вводное занятие – 2 ч.
    2.Понятие о материалах и инструментах. Правила техники безопасности – 2 ч.
  • 3.Первоначальные графические знания и умения.Конструирование и моделирование из бумаги и картона. Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами – 4 ч.
    4.Воспитание любови к природе родного края, бережное и уважительное отношение к труду  – 2 ч.
  • 5.Изготовление летающих и плавающих моделей, автомобилей различной модификации – 4 ч.
    6.Работа с фанерой. Выпиливание – 4 ч.
  • 7.Формировать навыки самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать, и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию для изготовления подарков и сувениров к календарным праздникам. Использование ИКТ – 4 ч.
  • 8.Заключительное занятие. Итоговая диагностика. Итоговая выставка  – 2 ч.
  • Практика – 120 ч.:

  • 1.Вводное занятие. Прививать интерес к техническому и художественному творчеству – 2 ч.
    2.Понятие о материалах и инструментах. Правила техники безопасности – 6 ч.
  • 3.Первоначальные графические знания и умения. Конструирование и моделирование из бумаги и картона. Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами – 26 ч.
    4.Воспитание любови к природе родного края, бережное и уважительное отношение к труду – 14 ч.
  • 5.Изготовление летающих и плавающих моделей, автомобилей различной модификации  – 28 ч.
    6.Работа с фанерой. Выпиливание – 26 ч.
  • 7.Формировать навыки самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать, и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию для изготовления подарков и сувениров к календарным праздникам. Использование ИКТ – 16 ч.
  • 8.Заключительное занятие. Итоговая диагностика. Итоговая выставка– 2 ч.
  • Тематический план 2 года обучения:
  •  Теория – 31 ч.:
  • 1.Вводное занятие. Инструктаж по правилам техники безопасности. Этические нормы в поведении – 3 ч.
    2.Понятие о материалах и инструментах. Правила техники безопасности. Конструирование из различных материалов (бумага, картон, природный и бросовый материалы и т.д.)- 3 ч.
    3.Расширение графических знаний и умений. Основы черчения. Разработка чертежей и технологических карт изготовляемой модели – 3 ч.
    4.Изготовление летающих и плавающих моделей, автомобилей различной модификации  – 6 ч.
  • 5.Работа с фанерой. Выпиливание – 6 ч.
  • 7.Формировать навыки проектирования собственной образовательной траектории,умение контролировать и корректировать свою работу при изготовлении подарков и сувениров к календарным праздникам. Использование ИКТ (самостоятельный поиск и отбор необходимой для решения учебных задач информации)- 3 ч.
    8.Учить проектировать собственную образовательную траекторию, планировать деятельность на ближайшее будущее приобретать опыт творческой деятельности при создании творческих проектов–3 ч.
    9.Заключительное занятие.Итоговая диагностика.Итоговая выставка.Экскурсия по объединениям СЮТ - 4ч.
  •  
  • Практика – 185 ч.:
  •  1.Вводное занятие. Инструктаж по правилам техники безопасности – 3 ч.
    2.Понятие о материалах и инструментах. Правила техники безопасности. Конструирование из различных материалов (бумага, картон, природный и бросовый материалы и т.д.)- 21 ч.
    3.Расширение графических знаний и умений. Основы черчения. Разработка чертежей и технологических карт изготовляемой модели – 12 ч.
    4.Изготовление летающих и плавающих моделей, автомобилей различной модификации. Развивать заинтересованность и стремление к участию в соревнованиях, олимпиадах, слетах, выставках детского творчества различного уровня –57 ч.
  • 5.Работа с фанерой. Выпиливание – 39 ч.
  • 7.Формировать навыки проектирования собственной образовательной траектории,умение контролировать и корректировать свою работу при изготовлении подарков и сувениров к календарным праздникам. Использование ИКТ (самостоятельный поиск и отбор необходимой для решения учебных задач информации)- 24 ч.
    8.Учить проектировать собственную образовательную траекторию, планировать деятельность на ближайшее будущее,приобретать опыт творческой деятельности при создании творческих проектов -27 ч.
    9.Заключительное занятие. Итоговая диагностика. Итоговая выставка. Экскурсия по объединениям СЮТ – 2 ч.

Цели программы

Цель программы – формирование нравственной и творческой личности, способной к творческому самовыражению через овладение ключевыми компетенциями в условиях занятий техническим моделированием

Основные задачи:

1.Обучить практическим навыкам начального технического моделирования, позволяющим изготавливать простейшие модели из различных материалов.

2.Способствовать развитию у учащихся задатков и способностей в области конструирования, творческого мышления.

3. Развивать познавательный интерес к занятиям в объединениях повышенной сложности.

4. Воспитать творческую личность, способную адаптироваться в современном обществе.

5. Воспитывать чувства патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине.

 

Данная программа предусматривает решение следующих задач:

Личностные:

Помагать ребёнку учиться оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственныхощущений,различать поступки хорошие от поступков плохих.

Содействовать дружескому взаимоотношению между обучающимися.

Воспитывать такие качества как терпение,уважение к чужому труду,умение признать свои ошибки и готовность исправить их.

 

Метапредметные:

Умение работать самостоятельно,в паре,коллективе.

Уметь рассказывать о своём результате.

Умение четко и логически излагать свои мысли и вопросы.

Умение определять поставленную цель деятельности вместе с педагогом.

 

Предметные (образовательные):

Научить учащихся аккуратно и экономично расходовать материал.

Развить интерес к самостоятельной конструктивной деятельности.

Учить правильно работать с чертёжным инструментом.

Совершенствовать и накапливать умения и навыки.

 

Результат программы

Прогнозируемые результаты 1 года обучения:

 

Знания:

- правила поведения на занятиях в кабинете;

- правила работы с чертежными инструментами (линейкой, угольником, циркулем);

- правила работы с колющими и режущими инструментами (шило, ножницы, нож для резки бумаги);

- правила работы с лобзиком, выжигателем, сверлильным станком;

- основные технологические операции: разметка, изготовление деталей, сборка и отделка;

- виды условных графических изображений: рисунок, эскиз, чертеж, технологическая карта;

- способы декорирования изделия (окрашивание, выжигание, декупаж, оклеивание бумагой).

 

Умения:

- приёмам рациональной и безопасной работы с разными инструментами;

- приёмам работы с различными декоративными и конструкционными материалами;

- работать с простейшей технической документацией;

- находить необходимую информацию;

- организовывать рабочее место, следить за порядком;

- бережно использовать и экономно расходовать материалы;

- подбирать материалы и инструменты для работы;

- владеть приемами разметки по шаблону, делать развертку;

- обрабатывать материалы различными способами (сгибание, складывание, резание ножницами,);

- соединять детали различными способами (щелевым, и с помощью клея, подвижным способом);

- владеть приемами отделки изделия и его деталей (окрашивание, аппликация, декупаж);

- изготавливать изделия с опорой на рисунок, эскиз, технологическую карту.

 

Представления:

- о техническом дизайне, о разнообразии материалов для технического и декоративно-прикладного творчества;

- о свойствах природных материалов, бумаги, картона, фанеры, о способах сбора и хранения бросового материала;

- о конструкционных особенностях изделий (изделие и его детали);

- о традициях праздников в нашей стране, о народных промыслах.

 

Прогнозируемые результаты 2 года обучения:

 

Знания:

– правила поведения на занятиях в кабинете и СЮТ;

- правила работы с чертежными инструментами;

- значение схемы и чертежа в техническом моделировании;

- различные виды соединений деталей (подвижное и неподвижное, щелевое, склеивание деталей);

- основные технологические операции: разметка, изготовление деталей, сборка и отделка;

- виды условных графических изображений: рисунок, эскиз, чертеж, технологическая карта;

- способы декорирования изделия (окрашивание, выжигание, декупаж, оклеивание бумагой);

- различные декоративные и конструкционные материалы (бумага, картон, пенопласт, фанера);

- правила указания размеров: выносные линии, линии размера, радиусы, диаметры, их обозначения.

- как защитить свой экспонат перед комиссией на выставке;

 

Умения:

- приёмам рациональной и безопасной работы с разными инструментами;

- приёмам работы с различными декоративными и конструкционными материалами

- работать с простейшей технической документацией;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию;

– организовывать рабочее место, следить за порядком;

- бережно использовать и экономно расходовать материалы;

- изготавливать изделия с опорой на рисунок, эскиз, технологическую карту;

- самостоятельно подбирать материалы и инструменты для работы;

- владеть приемами разметки;

- владеть приемами работы с развертками и деталями изделия;

- проектировать собственную образовательную траекторию;

- презентовать результаты коллективной и индивидуальной деятельности.

 

Представления:

- о работе СЮТ;

- о разнообразии материалов для технического и декоративно-прикладного творчества;

– о конструкционных особенностях изделий (изделие и его детали);

– о традициях праздников в нашей стране;

- о «конструировании» и "моделировании«;

- о техническом дизайне и работе дизайнера- конструктора;

- о «масштабе» изображения;

- о значении графических символов на чертежах и схемах;

- о машинах и механизмах, их назначении;

- о проектной деятельности и этапах ее выполнения.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение программы:

Занятия должны проводиться в оборудованном по нормам техники безопасности учебном помещении. Кабинет необходимо оборудовать столами и стульями в соответствии с государственными стандартами (не менее 15 посадочных мест).

При организации занятий необходимо соблюдать гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательного процесса обучающихся.

 

Перечень материально-технического оснащения:

Инструменты:

1.Сверлильный станок −1 шт.
2.Выжигатель −2 шт.
3.Ножницы – 15 шт.
4.Ножницы маникюрные-2 шт.
5.Циркуль-4 шт.
6.Нож канцелярский-2 шт.
7.Кисть для клея-15 шт.
8.Кисть акварельная-15 шт.
9. Линейка 25-30 см-6 шт.
10.Треугольник-5 шт.
11.Карандаш простой-15 шт.
12.Точилка для карандашей-2 шт.
13.Ластик-6 шт.
14.Шило-1 шт.
15.Скрепки канцелярские-1 набор
16.Наждачная бумага
17.Лобзик-12 шт.
18.Пилки для лобзика
19.Молоток-1 шт.
20.Плоскогубцы-1 шт.
21.Круглогубцы-1 шт.
22.Бокорезы-1 шт.
23.Набор сверл-1 набор
24.Ножовка столярная-1 шт.
25.Ножовка по металлу-2 шт.
26.Надфили – 1 набор
27.Напильник – 1 шт.
28.Отвертка плоская-2 шт.
29.Отвертка крестовая-1 шт.
30.Тиски малые-1 шт.

Материальное обеспечение на одну группу:

 
1.Бумага для черчения формат А-4
2.Картон белый
3.Картон цветной
4.Бумага цветная двухсторонняя
5.Копировальная бумага
6.Карандаши цветные
7.Фломастеры
8.Краски акварельные
9.Гуашь
10.Клей ПВА
11.Клей полимерный
12.Пилочки лобзиковые

13.Рейки квадратного сечения
14.Плитка потолочная
15.Фанера или ДВП
16.Проволока разного диаметра
17.Лак прозрачный