Программа «За облаками – небо» (углубленный уровень)

Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний в области технического проектирования, конструирования и технологии обработки материалов. Занятия строятся по принципу: от простого к сложному. Изложение теории проводится постепенно, иногда ограничиваясь лишь краткими беседами и пояснениями по ходу учебного процесса. Предыдущие занятия создают предпосылку для последующей работы. В процессе работы над моделью учащиеся приходят к выводу, что любое техническое решение должно быть подвергнуто практической проверке. Многие темы отрабатываются параллельно, и на одном занятии учащиеся могут заниматься разными видами работ. Для практической работы подобран ряд моделей, различающихся не только по сложности изготовления, но и относящихся к различным типам и классам. Работа по такой системе необходима для выставления на соревнованиях команды авиамоделистов объединения полного состава, то есть со всеми моделями, предусмотренными соревнованиями. Учащиеся принимают участие в соревнованиях различного уровня. При этом они изучают особенности полета и эксплуатации моделей самолетов, а также правила проведения соревнований с моделями своего класса. Участие в соревнованиях позволяет каждому воспитаннику объединения проверить свои знания, умения и навыки, использованные им при изготовлении и пилотировании модели, тем самым систематически повышая свое спортивное мастерство. В процессе реализации программы организуются учебно-тренировочные занятия по освоению и отработке навыков пилотирования моделями вне стен учебной лаборатории, в полях или аэродромах, на свежем воздухе. Наличие дополнительных инструкций по технике безопасности связанно со спецификой практической деятельности.

Педагоги

Педагог дополнительного образования Попов Владимир Петрович.

Педагогический стаж работы по направлению начальное техническое моделирование – 25 лет.

Содержание программы

1.Вводное занятие.Техника безопасности.Пожарная безопасность 1 ч.
2. Понятие о воздухоплавании, принципы авиамоделирования. Изготовление простейшей бумажных и пенопластовых моделей планеров типа «утка» и "летающее крыло"- 3ч.
3.Основы черчения. Проектирование и изготовление простейшей схематических моделей планера. Соревнования по запуску моделей- 6 ч.
4.Проектирование и изготовление спортивной комнатной модели планера. Соревнования по запуску моделей планеров – 6 ч.

5.Проектирование и изготовление комнатной схематической резиномоторной модели самолёта. Соревнования по запуску резиномоторных моделей самолётов – 6ч.

6.Проектирование и изготовление комнатной схематичной резиномоторной модели вертолета. Соревнования по запуску моделей вертолётов −8 ч.

7. Обьемная модель самолета – 4ч.

8. Проектирование и изготовление полукопий и копий моделей планеров и планирующих самолетов. Соревнования по запуску – 8ч.

9.Проектирование и изготовление полукопий и копий моделей самолета из с резиномоторным двигателем. Соревнования по запуску – 12ч.

10.Проектирование и изготовление полукопий и копий простейших моделей вертолётов с резиномоторным двигателем. Соревнования по запуску −14ч.
11. Подготовка к участию и участиев соревнованиях по авиамодельному спорту (аттестационное мероприятие) - 4ч.
Итого: 72 часа

Цели программы

Цель:

Создание условий для развития творческой активности детей через индивидуальную и самостоятельную работу, проектирование и изготовление различных летающих моделей; повышения спортивного мастерства учащихся через цикл тренировочных полетов и участие в соревнованиях.

 

Задачи:

· формировать у подростков интерес к творческому труду и выработку у них умения выстраивать коллективные трудовые отношения;

 

· научить рассчитывать, проектировать и строить модели летательных аппаратов;

· обучить методам запуска и пилотирования моделей;

· удовлетворение разносторонних интересов коллектива лаборатории;

· организовать участие в соревнованиях по авиамодельному спорту.

Результат программы

Предметные

· Учащиеся должны понимать смысл терминов и уметь раскрыть содержание основных понятий по авиамоделированию;

· У учащихся должны быть сформированы представления об основных частях летательных аппаратов, назначении и возможностях;

· У учащихся должны быть сформированы понятия об основных принципах аэродинамики и полета летательных аппаратов;

· Учащиеся должны понимать называть отличия разных летательных аппаратов: планера, самолета и вертолета;

· Учащиеся должны выявлять и называть общие признаки разных видов летательных аппаратов;

· Учащиеся смогут понимать и выполнять простейшие чертежи и эскизы, редактировать их;

· У учащихся будет сформировано представление о возможностях компьютера и программного обеспечения для создания моделей;

· Учащиеся смогут грамотно и адекватно применять инструменты для выполнения моделей и проектов из различных материалов.

Метапредметные – учащиеся смогут

· Проявлять творческие способности при проектировании и создании моделей, решении конструкторских задач;

· Освоить простейшие способы проведения исследования и экспериментов;

· Понимать основные направления профессиональной деятельности специалистов по авиамоделированию;

· Понимать и применять на практике простейшие методы инженерной деятельности при проектировании летательных аппаратов;

· Усвоить основные способы и приемы инженерного мышления, научиться выполнять модели в соответствии с этапами проектирования;

· Понимать и применять критерии оценки моделей и результатов выполнения проектов;

· Познакомиться с историческими сведениями о летательных аппаратах и пилотировании летающих моделей.

 

Личностные – учащиеся смогут

· Получат представление о Правилах проведения соревнований в различных классах моделей;

· Смогут повысить спортивный разряд и принять участие в городских и всероссийских соревнованиях;

· Понимать смысл бережного отношения к окружающей природе и технике, применять на практике основные приемы и методы;

· В процессе занятий и выполнения проектов проявлять дружественное отношение к другим учащимся;

· Оказывать необходимую помощь другим учащимся и педагогу, проявлять заботу и терпение в процессе выполнения работы;

· Самостоятельно и/или с помощью педагога находить интересные материалы по тематике авиамоделирования, принимать участие в дискуссиях и конференциях;

· Проявлять свои лучшие черты характера при подготовке модели к соревнованиям, апробации и выступлении на соревнованиях;

· Прикладывать усилия, проявлять терпение в процессе работы над проектом, проведении испытаний и исследований;

· Научиться понимать смысл сбережения ресурсов, использовать на практике рациональные приемы и методы работы с материалами и инструментами;

· Проявлять интерес к истории развития авиации в России, достижениям российских ученых, инженеров, конструкторов и испытателей летательных аппаратов.

Материально-техническая база

Отдельное помещение, отвечающее нормам СанПИН (245-71), «Санитарным правилам» (1186-4.74) и технике безопасности.

Специальная металлическая мебель для хранения огнеопасных материалов.

Мебель для хранения моделей, инструментов.

Столы и стулья для детей и педагога.

Инструменты: слесарный, столярный, измерительный и электрифицированный.

Материалы: бумага, картон, клей ПВА, «Момент», резина, фанера, древесина, шкурка шлифовальная, проволока, пенопласт.

Методическая литература по профилю: журналы «Моделист-конструктор», Юный техник«, «Моделизм – спорт и хобби», «Левша», «Сделай сам», "Дети, техника, творчество".

Также программой предусмотрено проведение учебно-тренировочных занятий по освоению и закреплению навыков пилотирования моделями на открытом воздухе вне стен кабинета.

Информационное обеспечение:

Использование на занятиях электронных образовательных ресурсов. Для лучшего усвоения навыков пилотирования различных моделей применяется симулятор полета моделей с задание различных вариантов погоды и неисправностей модели.