Программа «Мастерская глиняной игрушки»

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей.

 

Программа «Мастерская глиняной игрушки» подразумевает теоритические и практические занятия. Учащиеся познакомятся с различными видами традиционных глиняных игрушек, с их особенностями и историей зарождения и развития. Кроме непосредственно лепки занятия так же посвящены изучению особенных орнаментов, декорирующих игрушки.

Педагоги

Преподаватель первой квалификационной категории Березикова Алина Николаевна.

Образование: НГПУ (2019), педагог-психолог.

Стаж работы: 8 лет.

 

Повышение квалификации:

НИПКиПРО
Магистратура НГПУ (закончила в феврале 2019 г.).
Повышение квалификации по программе «Мультимедийные и информационно-коммуникационные технологии в современном образовании», 2019 г.
Региональный методический семинар «Великие секреты воспитания», 2016 г.
Обучающий курс «Оказание первой помощи при неотложных состояниях», НГПУ 2018 г.

О педагоге:

Алина Николаевна выступает на семинарах и конференциях различного уровня:

XVI городская августовская конференция работников образования, тема: «Критерии оценки эффективности взаимодействия с семьей на занятиях творческого объединения «Живая глина» (август 2018 г.).
XV городская августовская конференция работников образования, тема: «Формы взаимодействия педагогов дополнительного образования с родителями одаренных детях» (август 2017 г.).
Школа профессионального роста педагогов «Потенциал» (май 2018 г.).
Педагогическая лаборатория «Крылья» (сентябрь 2018 г.).
Педагог ежегодный участник Международного Сибирского Фестиваля керамики, лауреат 5-го Международного Сибирского Фестиваля керамики, призер Межрегионального детского конкурса «Родники культуры», в качестве мастера гончарного искусства. Участник ежегодного межрегионального фестиваля «Живой огонь» в качестве мастера-гончара, Томск 2014-2018.

 Алина Николаевна имеет благодарственное письмо начальника департамента образования мэрии города Новосибирска, 2018 год.

 Благодарственное письмо «За организацию и проведение творческого коворкинга профильной интеллектуальной смены АМКИР, 2018 г.

 Алина Николаевна регулярно публикует свои материалы в сборниках ДТД УМ «Юниор», своевременно выкладывает информацию на сайт, в группы социальных сетей.

 

Обучающиеся Алины Николаевны регулярно участвуют в конкурсах различного уровня и достигают высоких результатов. В рамках"13 Международного Сибирского фестиваля керамики" Преловский Дмитрий награжден дипломом 3 степени за победу в детском творческом конкурсе «Изготовление объемной композиции к произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» к 75-летию написания книги, а также Дмитрий победитель межрегионального детского творческого конкурса по ДПИ «РОДНИКИ КУЛЬТУРЫ» награжден дипломом 1 степени в номинации лепка.

 

В 2019 г. ученики студии «Живая глина» приняли участие в Межрегиональном детском творческом конкурсе Родники культуры. Николаев Евгений занял 1 место в Конкурсе выставочных работ в возрастной категории 5-8 лет, Кинксеп Анастасия заняла 2 место в возрастной категории 9-13 лет, Ронжина Анна заняла 2 место в возрастной категории 5-8 лет. Так же творческий коллектив студии награжден кубком Родники культуры за успешное участие.

Содержание программы

Программа рассчитана на 72 часа, занятия проходят по 2 часа 1 раз в неделю.

1. Каргопольская игрушка.

Теория: история возникновения глиняной игрушки, особенности внешнего вида, особенности декорирования, последовательность выполнения лепки.

Практика: лепка игрушки на заданную тему.

2. Дивеевская игрушка.

Теория: история возникновения глиняной игрушки, особенности внешнего вида, многообразие декоративных налепов, последовательность выполнения лепки.

Практика: лепка игрушки на заданную тему.

3. Воронежская игрушка.

Теория: история возникновения глиняной игрушки, особенности внешнего вида, особенности декорирования, последовательность выполнения лепки. Просмотр мини-фильма.

Практика: лепка игрушки на заданную тему.

4. Яснополянская игрушка.

Теория: история возникновения глиняной игрушки, особенности внешнего вида, особенности декорирования, последовательность выполнения лепки. Просмотр мини-фильма.

Практика: лепка игрушки на заданную тему.

5. Филимоновская игрушка.

Теория: история возникновения глиняной игрушки, особенности внешнего вида, последовательность выполнения лепки.

Практика: лепка филимоновской игрушки.

Итого: 72 часа.

Цели программы

Развитие творческих способностей и умений ребенка через традиции  изготовления глиняной игрушки.

 

задачи:

Образовательные (предметные):

- ознакомление с основными видами глиняных игрушек;

- формирование  навыков  работы с глиной, таких как подготовка материала к лепке, изготовление различных изделий, их декорирование, роспись;

- формировать умения и навыки работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- формирование умения подмечать и передавать мелкие детали образа игрушки.

 

Развивающие (метапредметные):

- развитие у учащихся мелкой и крупной моторики, пространственного мышления;

- развитие творческого самовыражения;

- развитие художественного вкуса, эстетической, эмоциональной отзывчивости к произведениям декоративно-прикладного творчества.

 

Воспитательные (личностные):

- воспитывать интерес к народной культуре;

- учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

- воспитывать учащихся к трудовой деятельности.

 

Результат программы

Предметные:

- знают  основные виды глиняных игрушек;

- сформированы навыки работы с глиной;

- сформированы умения и навыки работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- сформировано умение подмечать и передавать мелкие детали образа игрушки.

 

Метапредметные:

- развита  мелкая и крупная моторика, пространственное мышление;

- развито творческое самовыражение;

- развит художественный вкус, эстетическая, эмоциональная отзывчивость к произведениям декоративно-прикладного творчества.

 

Личностные:

- привит интерес к народной культуре;

- умение аккуратно, бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

- привито желание  учащихся к трудовой деятельности.

 

Особые условия проведения

Отсутствие аллергии на глину и лако-красочные материалы.

Материально-техническая база

Оборудование:

• отдельное помещение (класс);

• доска универсальная (с возможностью магнитного крепления);

• столы, стулья на 30 посадочных мест;

• муфельная печь;

• инструменты: стеки, резаки, штампики, кисти, ножницы, мастихины, кружево;

• тара для воды, шликера, красителей;

• стеллажи для хранения материалов и образцов детских работ;

• компьютерная техника, интерактивная доска для работы с электронными учебными пособиями и демонстративными материалами;

• качественное освещение в дневное и вечернее время, в соответствии с нормами СанПин 2.4.41251-03.

 

Материалы:

• глина, шликер, ангобы, глазури, краски акриловые, лаки, пасты, потали, краски по керамике, веревка- шпагат, шелковая, кожаная, бусы стеклянные, клей пва;

• Масса для лепки самоотвердевающая ( Jovi, Sonet) для использования при дистанционной форме обучения.

Методический и дидактический фонд:

• книги по керамике;

• дидактические материалы.

Раздаточный материал:

• комплекты шаблонов первого года обучения 15 экз.;

• комплекты шаблонов второго года обучения 15 экз.

 

Наглядные пособия:

• плакат по теме «Цветоведение» 1 шт.;

• комплект фактурной ткани 15 экз.;

• технологические карты по изготовлению глиняных игрушек.

 

Демонстрационный материал:

• комплект видеофайлов с  рассказами о происхождении глиняных игрушек, о керамистах- мастерах игрушек.